КИКИМОРА – дух ночных кошмаров и домашней плесени, Восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Свое название получила от «шишимора», где «шиш» – нечистый дух, а «мора» – олицетворение сил Богини Морены.Верование нашего народа в кикимор началось с незапамятных времен и принадлежит к особенному мифу русской демонологии. Живет на белом свете нечистая сила (кикимора) сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не знается, ни с кем не роднится; нет у нее ни брата, ни сестры; нет у нее ни двора, ни кола, а пробивается, бездомная, где день, где ночь. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку, никем не ведаючи. Стучит, гремит от утра до вечера, а с вечера до полуночи свистит, страху на домочадцев наводит. С той беды великой пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой.
Часто бьет Кикимора по ночам посуду, рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. Любит она и детей постращать. Но особая ее слабость - выдергивать по ночам волосы у мужчин и выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то работу, то она все безнадежно испортит, испачкает, замусолит - вовек не распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Кикимора может даже выгнать из дома хозяев своими причудами.
Конечно, как и любую другую чародейную силу, Кикимору можно на время «ублажить»: перемыть все в избе настойкой горького корня папоротника, который Кикимора очень любит. Но лучше всего все же изгнать Кикимору из дома навсегда, позвав в нужный день для проведения обряда волхва.
Поселившись в доме, Кикимора нередко становиться супругой Домового и если тот работящий да весёлый, то и характер Кикиморы может перемениться в лучшую сторону. Ну а если же Домовой лентяй да проказник - тут Кикимора проявит всю свою "кикиморочью натуру", ибо Кикимора, в отличие от Домового - злой дух дома, тёмная его сторона.
Кикимора, как правило, не показывается людям, но утверждают, что она маленькая, безобразная, неопрятно одетая старушонка. Увидеть ее - к большому несчастью, даже к смерти.
Именины Кикиморы отмечаются 16 февраля. Отчего в этот день "хмельными" ходят Домовой с Дворовым и колобродят всю ночь до утра, не давая отдыха ни хозяевам, ни домашним животным.
На "Грачевник" (17 марта) Кикиморы делаются смирными и ручными и только в этот день можно их извести.
Плохо, если Кикимора после изгнания уйдет жить из избы в курятник. Тогда всем курам перья повыщиплет. Но и тут можно огородится о нее, повесив в курятнике «курячьего бога» - камень с природной сквозной дырой.
Хорошим оберегом от Кикиморы считается горшок с выбитым дном, который вешается перед входом на террасе, над насестом или на балках в хлеву. Иногда к кувшину привязывается лоскут кумача. Сегодня для подобных обережных целей (на даче, в квартирных домах не поймут) вполне можно использовать и горлышко от бутылки.
В некоторых районах Руси для оберега от Кикимор под ясли помещали «свинобойную» палку, а под шесток - клок медвежьей шерсти. Солонки в доме обвязывали можжевеловыми поясками. Если считали кикимору «наведенной», искали в доме куколку, а, найдя - сжигали. Не находя, старались уговорить предполагаемых «напустивших» убрать заговоренную вещь
В арсенале знахарских методов были и специальные заговоры и ритуалы. Например, на «Грачевника», обметали все углы в избе, а печь окуривали с приговором: «Ах ты, гой еси, выходи ты, Кикимора домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо». Дорожку перед домом выметали от крыльца к колодцу или перекрестку. Избавлялись от старой посуды с трещинами и сколами, разбивая ее и выбрасывая. Жгли скопившийся в доме хлам, кидали в костер и ветхую одежду.
Почему же в доме может появиться Кикимора?
Это происходит в трёх случаях:
1. Дом может стоять на «нечистом, «гнилом» месте», то есть там, где либо когда-то кто-то был похоронен, либо в месте природной аномалии.
2. Если женщина, проживающая в доме, сделала аборт.
3. Кикимора напускная. Если строители и печники поработали на славу, а хозяин нового дома не торопится с расплатой, мстительные работнички могут сыграть с ним злую шутку. Подложить под печь или в фундамент наговоренную куклу или просто щепку. Кикимора в здании обеспечена.
Особенно активной Кикимора становится на Колядочные Белые Святки и может бесчинствовать целую неделю. В эти дни Кикимора рожает кучу детей - шулыканов. Они совсем крошки, остроголовые, всегда держатся вместе. Роем вылетают на улицу из печной трубы.
На Водокрещи (19 января) для них кончается их детство и начинается серьезная взрослая жизнь. Дел куча. Толстую тетку под юбкой ущипни. Наглых, непослушных детей до икоты напугай. Пьяного в незнакомый район заведи, в грязь повали.
До конца своих дней шулыканы живут коммунами в заброшенных домах. Часто люди давят маленьких пакостников ногами, случайно или со злобы: «А нечего тут...» Шулыканы же не способны доставить человеку серьезную неприятность. Они — скорее усмешка иного мира, чем его злонамеренность.
Г. Дергачёв. Именины Кикиморы
Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Настоящая чертиха,
Бывшая дитя проклятья,
Тайной вестницей от Вия
Часто в доме обитает.
С Домовым в порочной связи,
Род обоих продолжает
И суёт свой нос повсюду
С недовольством и ворчаньем.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.
Кикимора, или прекрасная дева, утонувшая в воде - кто они такие, какими способностями обладают и что за тайны скрывают под своим образом?
Кикимора. Неопознанное мистическое создание
Людей веками тянуло ко всему неопознанному и жуткому, чарующему и отталкивающему. Образ кикиморы - это как раз тот самый идеал таинственного создания. Персонаж, который холодит кровь и заставляет поверить неверующих. Болото, где бы оно ни располагалось, всегда вызывает страх и желание обойти его или просто быстрее убежать. Возле таинственных заросших мест возникает ощущение тревоги и чувствуется паронормальное присутствие неземных существ или перед глазами видится жуткий персонаж - кикимора.
Почему именно болотная, а не, скажем, лесная или домашняя? А связано это с тем, что образ кикиморы примеряют на себя невинные девы, которым пришлось утопиться в злосчастном болоте, среди мутной грязи и тягучих зарослей. Говорят, что за кого вышла замуж болотная бестия, рядом с тем ей и приходится оставаться на всю свою вечную жизнь. Описание кикиморы имеет разную трактовку и зависит от ее места проживания.
Если кикиморе посчастливится выйти за домового, то она останется существовать среди обычных земных людей. А если же ее очарует леший, не видать ей больше мирского счастья, а суждено вечно покоиться в болоте со своим мужем.
Но не только утонувшие могут быть причиной появления кикимор. Например, по поверью, младенцы, которые умерли некрещеными или родились мертвыми, уродливыми, становились теми самыми ужасными образами. Дети вне семьи также обречены на такую участь, как и те, кто был проклят родителями или похищен нечистыми потусторонними силами.
Как выглядит кикимора. Фото
Сложно остановиться на одном описании болотной жительницы. Есть несколько самых популярных вариантов. Как выглядит кикимора, можно увидеть в книгах, где рассказываются древние мифы и легенды. А если нервы достаточно прочны, то, собравшись вечером, можно отправиться на ее поиски к ближайшему болоту.
Как выглядит настоящая кикимора? Попробуем описать это существо детально, не упустив ни одного мистического элемента. Мифология представляет нам кикимору в образе старой страшной женщины, она сгорблена, волосы ее всклочены в разные стороны, и одета она в лохмотья. На фото мы можем увидеть, как выглядит кикимора - в кокошнике на голове, очень низенького роста, с тоненьким станом. Из-за своего маленького веса она боялась выходить на улицу, чтобы ее не унесло ветром. Еще одна история говорит о том, что кикиморы - это обнаженные девушки с очень длиной и пышной косой. Конечно, как уже упоминалось выше, единого представления о том, как выглядит кикимора, нет.
Днем они могут быть невидимыми и заявлять о себе посредством голоса. Кикиморы, живущие в доме, могут голосом выгонять жителей, требовать чего-то. Чаще всего такие требования не очень благоприятного содержания для жителей дома.
Излюбленные места обитания кикимор
Кроме болота или уютного дома кикиморы могут обитать и в других местах. Чаще всего это баня, курятники, хлев, или кабаки, где сосредотачивается много негативной энергии.
Кикимора может забиться в захламленный ненужными вещами угол комнаты или залезть на шкаф, с которого долго не вытиралась пыль. Она ищет места, где ей будет уютно, а это там, где много грязи и старых потрепанных вещей. Кикимору можно случайно притащить за бабой в дом вместе с негативной энергией, и она так и останется рядом с хозяином.
Все, кому известно, как выглядит настоящая кикимора, испытывают страх перед случайной встречей с ней. Некоторые сказания говорят о том, что кикимора обитает в каждом доме постоянно, никогда не выходя из него.
Откуда появляется кикимора. Поверья
Крестьяне следуют одному популярному поверью, которое появилось достаточно давно и остается в сознании. Говорят, что кикимору могут запускать в дом недовольные рабочие, которым хозяева плохо заплатили за работу. Но, скорее всего, данное поверье придумали сами работники, дабы поучать хорошее жалование за свой труд.
Как же можно привлечь в дом кикимору? Для этого рабочие использовали куклу, изображающую кикимору, которую хорошо прятали где-то в доме или между стен и проговаривали особенное заклинание.
На что способна кикимора?
Считается, что кикимора обладает огромным потенциалом негативной энергии, которую постоянно направляет на хозяйку дома. Например, если она дотронется до какой-либо работы своими грязными руками, то эта работа никогда не будет доведена до конца. Особенностью кикимор является то, что, когда они занимаются плетением, то постоянно прыгают на одном месте, и кроме того, нитки они плетут в обратную сторону (нежели это делают обычные люди). Они путают нити, мусолят и постоянно рвут все то, что связали.
Какие еще имена носит кикимора?
Зловещий образ кикиморы холодит дух всех домочадцев, которые учуяли ее присутствие в своем уютном, казалось бы, закрытом для потустороннего мира доме.
Многие встречались с кикиморой, но и сами этого не подозревали. А все потому, что она носит несколько имен, и каждое из них имеет свой особенный, устрашающий смысл.
Белорусы прозвали эту бестию, домашнее чудовище, вещицей. Еще одним ее народным прозвищем является игонг или игонь. А домашний дух кикиморы обычно называют суседка или шишимора, шишига. Кикимора - также известное имя болотного или домашнего существа, образ утонувшей прекрасной девы, которой пришлось по воле судьбы выйти за страшного лешего и навеки остаться с ним под тихой водой болота.
Само слово "кикимора" состоит из двух частей, а именно "кики" и "мора". Первое означает "кричать, издавать ужасные неприятные стоны, вызывать дьявола". А "мора" - это смерть, именно так переводится вторая часть названия, что идеально подходит под описание кикиморы.
Неудивительно, что ее образ вызывает жуткий животный страх, ибо в прямом переводе ее имя само за себя говорит - кричит о смерти.
Произведения, в которых встречается образ кикиморы
Многие писатели-мистики или даже классики в своих произведениях упоминали образ утонувшей девы - кикиморы. Как ее обычно описывают и какую роль она играет в различных произведениях?
В древних памятниках русской рукописи, в особенности поздних (17-18 веков), встречаются описания мистических духов и персонажей.
Эпизод с кикиморой в московском предании 1630-х гг. гласит о том, что вещица, как ее называют белорусы, - своего рода страшный провокатор и подстрекатель всяческих неурядиц в жизни семьи или отдельного человека. Она способна навлечь беду любой сложности, как незначительную ссору в семье, так и неизлечимую смертельную болезнь. Зачем она это делает? Это просто объяснить: кикимора - несчастный дух женщины, которая по своей или чужой вине была утоплена в озере (болоте) или трагически погибла в лесу. Потому-то она и мстит всем, кто попадается ей на пути. Повести с упоминанием о кикиморе - это своего рода прямое доказательство того, что она существовала всегда, и даже до того времени, как о ней узнали.
Также произведение А. К. Лядова «Кикимора» мелодично создает атмосферу присутствия при прослушивании.
Как выглядит Фото
Болотный вид кикимор - это особенные которые обитают в болотах и появляются на свет в образе утонувших девушек, но уже намного старее и страшнее - изменившихся до неузнаваемости.
В детально описывают, как выглядит кикимора болотная - фото ниже показывает низший злой дух, который поселяется в болоте и любит наряжаться во всяческие меха и вплетать в свои косы болотные и лесные растения.
Вещица ворует маленьких детей, навлекает беду и заставляет младенцев постоянно плакать. Она затаскивает малышей в свое темное грязное жилище, и они больше никогда не возвращаются к своим родителям.
Кикимора относительно редко может появляться среди людей, она предпочитает заявлять о себе голосом - ужасным, скрипучим и низким, который холодит кровь и щекочет нервы. В этом она походит на свою сестричку - домашнюю кикимору. Хоть они никогда и не встречаются - у каждой свое место и свои занятия.
Превращение в кикимору
Если кого интересует вопрос о том, как стать кикиморой, то читайте дальше. Каждый миф имеет долю правды, и болотное существо не исключение. Истины мы не узнаем, но древние предания и современную трактовку можно обсудить и детальней.
Первый путь к превращению - забытое грязное болото. Молоденькая девушка обречена на участь стать кикиморой, если утонет в этой мутной массе.
А что касается мальчиков, то сказания гласят, что нужно быть уродцем или проклятым. Нет сомнений, именно проклятого мальчика в былые века считали настоящим воплощением старой беззубой кикиморы.
По сути, кикиморой может стать любое живое существо, когда-то проклятое или выбравшее неверный жизненный путь - путь зла и греховного деяния.
Любимое занятие настоящих кикимор
Истинные кикиморы никогда не скучают, хоть и суждено им вечно скитаться среди людей и болотных жителей. Бестии любят плести, но плетут они по-особенному - наоборот, не так, как обычные женщины, и во время этого прыгают на одном месте. Зрелище не из приятных, но к счастью, довольно редко можно увидеть это. Так как кикиморы предпочитают уединенный образ жизни и остаются большую часть времени невидимыми, то шанс узнать, как они выглядят, сводится к нулю.
Еще одно излюбленное занятие бестий - шутить над жильцами дома, и, конечно же, не по-доброму. Ее шутки настолько устрашают, что семья, учуяв неладное, быстрее старается покинуть зловещий дом со всеми его мистическими проявлениями злых духов. Так в чем же заключается суть таких шуток? Кикимора может появляться перед людьми в образе бедного покинутого родителями ребенка, а добрые люди, подобрав и обогрев малыша, на самом деле обеспечивают себе мучительную жизнь с кикиморой. От этого существа можно защититься, и нужно это делать посредством молитвы, обращением к святым духам и Божьей Матери. Для тех, кто осведомлен, как выглядит кикимора, легко избежать контакта с ней.
Как распознать кикимору?
Обычно кикиморы позволяют себе выход в свет перед великими праздниками, такими как рождество. А также бестия чувствует атмосферу семьи и приходит именно в тот момент, когда случается что-то особенное - хорошее или плохое. В такие моменты люди наиболее уязвимы и поддаются влиянию злых чар домашней кикиморы.
Она появляется перед домом на пороге. Насторожить хозяев может пронзительный плач или громкий частый стук в дверь. Неудивительно, если кикимора соединит эти два занятия. Можно задать ей вопрос и в ответ услышать стук.
Те, кому посчастливилось поймать кикимору на горячем, могут с помощью специальных ритуалов и заклинаний вернуть ее обратно в человеческий вид. Для этого на ее темени необходимо выстричь волосы с изображением креста. Но, несмотря на возвращение, у кикиморы навсегда останется какая-то особенность из прошлого - заикание, горб на спине, глупость и другое.
И в заключение небольшой совет. Чтобы избавить свой дом от возможной мифологической бестии, нужно выбросить весь хлам и освятить каждый угол. Сейчас не секрет, как выглядит кикимора. Фото расскажет о ней больше, чем все мифы.
К ИКИМОРЫ - духи тревожных, беспокойных снов и ночных мечтаний и привидений. Живут в домах, будучи посланными туда на определенное время из преисподней. Являются послами и служителями .
Кто же такие кикиморы?
Существовало также поверье, что кикиморы - это умершие некрещеные или проклятые матерями дети, которых колдуньи сажают кому-нибудь в дом (здесь уже очевидно влияние христианства), или женщины, унесенные еще в младенчестве чертями , воспитанные нечистью и посылаемые на некоторый срок на житье к людям. Считалось, что посадить в дом кикимор могут и плотники, если им не заплатили за их работу.
Знают кикиморы все деревни, все поселочки, ведают про все грехи человеческие. Пробираются в избу незамеченные, поселяются за печкой неслышимо. Держат зло на уме на люд честной, замышляют выжить хозяев из дому. А к мужчинам настроены более враждебно, чем к женщинам. С теми и попрясть могут, только, правда, больше пряжи попутают.
По ночам кикиморы проказничают, беспокоят людей, шуршат в потемках, путают куделю и пряжу, гремят в печи вьюшками, воруют кур, выщипывают шерсть у овец - пакостят помалу. Вредят скоту и тем, что пересчитывают его, а считать-то умеют только до трех. Всегда недовольны тем, что есть. И печь-то не так сложена, и стол-то не там поставлен, и лавка не там сделана. Всегда готовы на все брюзжать и во всем людям мешать. Но все же кикиморы, по сравнению с домовыми, считались менее беспокойными. Днем они не только невидимы, но и неслышимы - тихо сидят за печкою.
Кикиморы - чертихи. Представлялись они в виде неопрятных, с растрепанными, торчащими волосами, маленьких, тощих, с неприятным лицом с длинным носом, с занудливым характером женщин. Голова у кикиморы с наперсточек, а тело сравнимо с соломиной. От связи кикиморы с домовыми духами мужского пола идет продолжение рода и тех, и других. В иных местах считалось, что есть и лесные кикиморы - лешихи, лисунки. Больше всего кикиморы любят поселяться в жилищах, построенных в болотистой местности.
Кикимора не является очень уж опасным духом. Она, несмотря на все свое злопыхательство, не может причинить человеку большого зла. Она беспокоит, тревожит человека, старается нагнать на него страх, но вызывает к себе преимущественно лишь неприязненное отношение и насмешку.
Обряд изгнания кикимор из домов проводился 4 марта (стиль старый). Считалось, что в этот день они становятся тихими, смирными и ручными и что только в этот день от них можно избавиться. При изгнании кикиморы обметали печь и все углы в избе, окуривали ее с приговором: «Выходи ты, кикимора-домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо».
Кикиморы — духи злобные или добрые?
Кикимора (шишимора, мара) - один из видов . Этот персонаж восточнославянской мифологии - проявление злого духа Мары - Кики-Мара.
Мара - это общеиндоевропейское имя ночного демона, насылающего наваждения и страшные сны (отсюда «кош-мар»). В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье.
Кикимора - злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живет в доме за печью и занимается прядением и тканьем, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвет пряжу).
Кикимора может вредить домашним животным, в частности, курам, бросает и бьет посуду, мешает спать, шумит по ночам.
Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от нее служил «куриный бог» - камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.
Считалось, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещенными.
Также крестьяне верили, что кикимору могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок куклу (фигурку «кикиморы») и закладывали ее под матицу или в переднем углу дома.
Также считалось, что кикимора - это жертва аборта женщины (нерожденный ребенок); сколько абортов сделала женщина, столько кикимор она породила, в момент смерти женщины все ее кикиморы приходят к ней, чтобы увлечь ее душу в адские миры.
Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.
Кикимора болотная
Есть еще кикимора болотная (лесная), жена (лешачиха), которая живет в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» приводит также сведения о лешачихах: «Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать». А сидящий на спине бесенок, который сосет грудь, скрыт и согреваем длинными волосами лешачихи. Эти женщины обросшие, косматые, имеют волосы спутанные.
Кикимора – злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.
В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены .
Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору , тогда она обязательно ответит, но только стуком.
Способности
Кикиморы обладают способностью становиться невидимыми, умеют быстро перемещаться и хорошо видеть на большом расстоянии. Так же кикиморы видят страхи людей, они всегда безошибочно определяют то, чего больше всего боится человек, и посылают именно этот кошмар в сон.
Враги
Врагами кикимор являются домашние животные: кошки и собаки. Если они сумеют дать кикиморе отпор однажды, то она будет всячески избегать этих животных, но если кикиморе удалось одержать верх, то она так и будет мучить живность.
Как бороться?
Кикиморы могут появится в доме двумя путями: естественно и наслано. Если кикимору на дом «наслали», то необходимо найти в доме куколку кикиморы (с помощью которой и призвали кикимору в дом) и сжечь ее. Если же кикимора появилась естественным путем, то бороться с ней нет смысла, больших неприятностей она не причинит, достаточно приструнить кикимору , когда она чересчур расшалится. Боится кикимора каленого железа и огня, а задобрить данного злого духа можно, если помыть полы и посуду в доме настойкой корня папоротника. Чтобы кикимора не таскала соль или посуду, ее оплетают ветками можжевельника. Совсем изгнать самовольно поселившуюся в доме кикимору можно лишь с помощью специального заговора. В доме необходимо подмести полы веником из полыни, приговаривая:
«Ах, ты гой еси, кикимора ,
выходи из горюнина дома скорее,
а не то задерут тебя калеными прутьями,
сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют.
Будьте, мои слова, крепки и лепки,
крепче камня и булата.
Ключ моим словам в небесной высоте,
а замок в морской глубине, на рыбе на ките;
и никому эту кит-рыбу не добыть,
и замок не отпереть, кроме меня (имярек)».
Кикимора - в славянской мифологии - злой дух. Восходит к женским божествам связанным с судьбой и прядением, которые с приходом христианства трансформировались в низших духов.
Образ кикиморы в поверьях – один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и
многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается
людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.)
или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из
подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не
появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.),
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой
девушки с длинной косой (В. Сиб.); быть очень уродливой, неряшливой (Волог.).
Соответственно она представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в женскую
крестьянскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове:
«Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до
того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром
на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе – волоснике], и ездит вокруг
яслей. Я ее по голове-то плетью, соскочила и кричит во все горло: «Не ушиб, не
ушиб, только шамшурку сшиб!»« (Волог.).
Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, в кормовом сарае, на
чердаке (Новг., Волог., Олон.), в пустых постройках (Сев., Перм., Том.), в бане
(Костр.), в кабаке (Самар.). Чаще всего она появляется в доме (выходит из
подполья); помещается за печью, на печи или в голбце.
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки
(Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.);
«кикимора – дух, имеющий вид девушки в белой рубахе... живет до Святок в гумнах,
а после Святок уходит», видят ее редко (Сев.). На Вологодчине считали, что
кикиморы во время Святок рожают: их дети называются шуликуны , они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19
января).
Однако более распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в
доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие в основном ночью:
поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи
(Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в
комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, стучит, гремит посудой, бьет ее,
кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям,
щиплет перья у кур (Яросл., Новг., Олон., Волог.). Кикимора мучит по ночам
животных, стрижет на Святках овец (Новг.); гладит скот, ухаживает за ним, но,
рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Олон.,
Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных
поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству,
прядению, «бабьему хозяйству».
В некоторых районах России кикимору представляют помогающей по хозяйству, но чаще всего ее проделки вредны; они не только доставляют мелкие неприятности, но могут буквально изгнать хозяев из дома: «В Сарапульском уезде Вятской губернии во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают – начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому» [Зеленин, 1916].
Позднее
кикиморами стали называть еще и некрещеных или проклятых во младенчестве матерями
дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом. Кикимора
путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с
хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой
кошкой. Днем она сидит
за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг
загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к
кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все
уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи
запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили
на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно
вывести из избы.
Вот маленький заговор:
Ровно в полдень запрячь дровни, да не смотреть что дето. Дровни подвести
к
сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Взять
старую метлу и мести ею избу, на потолке, под крышей и приговаривать до
3-х раз: "Честен дом, святые углы! Отметайтеся вы от летающего, от плавающего,
от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий
час, во всякое время, на бесконечные лета, от ныне и до века. Вон, окаянный!"
Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, да трижды
плюнуть; после этого свезти дровни, и шубу в лес.
Вот еще один способ избавиться от кикиморы. В доме надо
найти куколку и сжечь ее на костре и тогда все проказы прекратятся и кикимора
уйдет.
Запреты для людей прясть и ткать по большим праздникам указывают на сакральный
смысл этих занятий, ибо в «поворотные», «переходные» моменты (полночь,
Рождество, Святки) мир может быть правильно (или неправильно) «свит, сплетен,
сшит или спряден, соткан».
Кикимора, в отличие от людей, иногда прядет только в Святки, в те двенадцать
дней января, которые определяют ход всего будущего года. Очевидно, прядение
кикиморы (когда она не вредит хозяйству) – это прядение «нитей судьбы» дома и
его обитателей. Она персонифицирует судьбу, рок. Действиями кикиморы-судьбы, не
только прядущей, объясняли и болезни скота и различные заболевания кур, а также
несчастья, неполадки в доме и хозяйстве, причины которых непонятны.
Кикимора именуется иногда «женой домового», но она, скорее всего, вполне
самостоятельный мифологический персонаж.
«Своенравная, как судьба», кикимора не столько помогает, сколько вредит. Так,
например, хотя на Вологодчине камень с отверстием («куриный бог») и называли
кикиморой одноглазым, подвешивали его в курятнике именно для охраны птиц от
кикиморы.
Кикимора не только персонифицированная судьба. В ее облике прослеживаются и
черты покойника, проклятого, отсуленного нечистой силе: «Кикиморы – суть
женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет
колдунами кому-нибудь в дом», – отмечал в конце XVIII в. М. Д. Чулков [Чулков,
1786]. В середине XIX в. И. Сахаров писал, что кикимора – проклятая (или
родившаяся от девушки и огненного змея) девушка; она быстро бегает, далеко
видит, не стареет, все знает [Сахаров, 1849Х В.Даль также считал, что кикиморы –
«девки-невидимки», но ими могут быть и умершие некрещеными дети [Даль, 1880].
Представления о кикиморе – неотпетом покойнике или проклятом человеке –
прослеживаются в поверьях Вятской губернии, Поволжья.
По некоторым представлениям, кикимору могли напустить колдуны, а также насадить
обиженные хозяином при расчете плотники, печники, подложив в каком-либо месте
дома (в пазах между бревен, под печью и т.п.) «куклу-кикимору» или просто
обрубок, щепку (но с наговорами).
«Дом был у одних тут, все девка в доме ходила. Все помогала. Оне уйдут, она
чугунки просты возьмет и в печку затолкат. А то и молоть помогала <... > А
ходила нага. И все делала. А спала раньше на полатях. И вот хозяйка пробудилась,
рукой повела и ее учухала. А у ней, у девки, коса така длинна! Вреда-то не
делает им, но опасно! И давай дом разбирать. И вот нашли куклу в матке... Дом
перетащили, после этого ничего не стало» (В. Сиб.). В сходном сюжете кикиморы
Акулька и Дунька, «насаженные» старичком странником, всячески вредят и в конце
концов выгоняют хозяев из дома. Из-за «насаженной куклы-кикиморы» в избе
«маячит» – чудятся то поросенок, то заяц, то собака и даже бык; раздается свист,
плач ребенка; слышатся песни и танцы (В. Сиб.).
Кикимора, особенно смешиваемая с Марой (духом в доме, привидением), иногда
предстает и своеобразным призраком, «ночным божеством сонных мечтаний» [Чулков,
1786].
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кики-мора)
и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания,
ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать»,
«кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика»
– это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика», «кики-болка» – «женский
головной убор», в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.
Вторая часть названия – «мора», «мара» – может быть и наименованием
самостоятельного мифологического персонажа (Мара – дух в доме, привидение,
домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о
существе, связанном с птицами (о курином боге? о куриной смерти?), и, возможно,
о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном
кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти.
Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о кикиморе
обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха,
лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух,
сходный с полудницей, охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и
антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и
женщина-кликуша (Вятск.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.),
Кикимора-судьба – существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях
отмечено мало способов задобрить ее или вступить с нею в договорные отношения.
Если кикимора начинала греметь посудой или бить ее, крынки перемывали водой,
настоянной на папоротнике (считая, что кикимора после этого оставит посуду в
покое). От проказ кикиморы помогали подвешенные в курятнике камень «куриный
бог», горлышко разбитого кувшина, старый лапоть, кусочек кумача. Оберегая от
кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную» палку. В доме, остерегаясь
кикиморы, засовывали под печной шесток верблюжью шерсть с ладаном, не оставляли
неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
«Напущенную», «насаженную» кикимору-куклу отыскивали и изгоняли с помощью
колдунов, стараясь задобрить «насадивших» ее мастеров.
Изгнать кикимору можно было и окропив дом святой водой, и с помощью заговоров. В
некоторых губерниях России кикимору «для профилактики» выпроваживали из дома 17
марта, в день Герасима Грачевника. Изгнание кикиморы сопровождалось приговорами
типа: «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то
задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют» (Ю.
Сиб.).
По поверьям ряда районов России, кикимора, как и домовой, боялась медведя и
убегала от него: «В одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно
стучала ногами. Но и того ей мало: стала греметь посудой, звонить чашками, бить
горшки и плошки. Избу из-за этого бросили, и стояло то жилье впусте, пока не
пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и
кикимора, сдуру, не зная, с кем связываться, набросилась на медведя. Медведь
помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее и
хозяева, потому там совсем перестало «манить» (пугать). Через месяц подошла к
дому какая-то женщина и! спрашивает у ребят:
– Ушла ли от вас кошка?
– Кошка жива да котят принесла, – отвечали ребята.
Кикимора повернулась и пошла обратно и сказала на ходу: «Теперь совсем беда: зла
была кошка, когда она одна жила, а с котятами до нее и не доступишься».
[Максимов, 1903].