В Минэкономразвития рассчитывают на дальнейшее замедление инфляции, что отражается на прогнозе индексов-дефляторов на 2017-2019 годы. Восстановление экономического роста и стабилизация отечественной валюты обеспечат умеренный рост цен, что соответствует целям Центробанка. Эксперты отмечают уязвимость российской экономики перед новыми внешними вызовами.
Индекс-дефлятор переходит к снижению: прогнозы Минэкономразвития на 2017-2019 годы
Российская экономика преодолела негативные последствия кризиса, что отражается на стабилизации цен. После роста до 13%, темпы инфляции замедлились до 4%, что соответствует целевому уровню Центробанка. В дальнейшем власти рассчитывают закрепить рост цен на данном уровне, что станет основой макроэкономической стабильности.
Замедление инфляции связано с влиянием нескольких факторов. Восстановление роста нефтяных котировок привело к существенному укреплению отечественной валюты. В результате произошло снижение цен на импортные товары. Кроме того, российская экономика восстанавливает положительные темпы роста.
Снижение темпов инфляции отражается на дефляторах, уровень которых определяют представители Минэкономразвития. Данные коэффициенты отражаются на сравнении цен в разных периодах, что позволяет спрогнозировать дальнейшие темпы развития экономики. Кроме того, дефляторы используются для индексации некоторых тарифов, социальных выплат и т.д.
В отличие от индекса потребительских цен, при расчете дефляторов используется полный набор существующих товаров и услуг. Еще одно отличие от ИПЦ – данный показатель отражает заниженные темпы инфляции.
Прогнозные значения индексов-дефляторов на 2017-2019 годы основаны на сценариях развития экономики РФ, разработанных экспертами Минэкономразвития.
Оживление экономики продолжается
Отечественная экономика сохранит положительные темпы роста в среднесрочной перспективе, уверены в МЭР. Несмотря на сохранение режима санкций и период низких цен на энергоресурсы, рост ВВП достигнет 2-3%. При этом мировая экономика будет прирастать на 3,6%.
Ключевым фактором для российской экономики останется динамика нефтяного рынка. Прогноз МЭР предполагает среднюю стоимость барреля на уровне 40 долларов. Если нефтяные котировки будут превышать данный уровень, то правительство сможет восстановить запасы Резервного фонда, которые значительно сократились за время кризиса.
Для устойчивого роста отечественной экономики необходимо стимулировать развитие несырьевого экспорта, подчеркивают представители МЭР. В таком случае будет снижена зависимость от колебаний цен на энергоресурсы, которая является причиной циклических кризисов.
Улучшение макроэкономической динамики приведет к наращиванию инвестиций и восстановлению роста реальных доходов населения. Кроме того, власти не прогнозируют существенного ослабления отечественной валюты.
В таких условиях рост цен замедлится до 3,8-4%, подчеркивают чиновники. Данная динамика отражается на прогнозах дефляторов на следующий год.
Прогнозы на 2018 год: чиновники против экспертов
Учитывая динамику развития экономической ситуации, представители Минэкономразвития подготовили прогнозы основных ценовых коэффициентов на 2018 год:
- индекс ИПЦ – 104,3;
- индекс цен на промышленные товары – 103,8.
В Центробанке также рассчитывают удержать инфляцию в пределах 4%. Замедление инфляции позволит регулятору продолжить снижение ключевой ставки, что обеспечит удешевление кредитных ресурсов. В результате экономика получит дополнительный импульс для развития.
Эксперты не уверены в стабильности цен в ближайшей перспективе, что связано с влиянием нескольких факторов. Перед выборами власти будут увеличивать расходы федерального бюджета, направляя средства на повышение социальных выплат. Избыточная рублевая ликвидность приведет к ускорению инфляции.
Кроме того, под вопросом остается устойчивость российской валюты в ближайшие годы. Рубль сохраняет зависимость от тенденций нефтяного рынка, что создает угрозы для стабильности валютного рынка. Также эксперты отмечают существенный отток капитала, что отражается на динамике валютных котировок. Спекулянты реагируют на рост геополитических рисков и снижение ставки Центробанка, сокращая инвестиции в российские активы.
Обвал цен на нефть спровоцирует новый этап кризиса для российской экономики. В отличие от 2014 года, у правительства нет значительных финансовых резервов, которые помогли бы стабилизировать ситуацию. При этом отечественный бюджет лишится существенных поступлений, что приведет к росту дефицита. В таких условиях произойдет девальвация российской валюты, что приведет к соответствующему повышению цен.
Возобновление роста экономики позволяет экспертам Минэкономразвития снизить прогнозы по индексам-дефляторам на ближайшие годы. Инфляция в 2018-2019 гг. сократится до 4%, что соответствует прогнозному уровню Центробанка.
Замедление роста цен приведет к повышению реальных доходов населения. Также Центробанк сможет уменьшить ключевую ставку, что приведет к снижению стоимости заемных ресурсов.
Снижение инфляции может оказаться под угрозой, если возобновится падение цен на нефть. Кроме того, в следующем году правительство будет увеличивать бюджетные расходы, что отразится на динамике цен.
Прогнозы на 2019 год
При определении индексов-дефляторов Минэкономразвития на 2019-2021 годы чиновники разрабатывают несколько сценариев:
- Базовый – сохранение текущих значений как внутренних, так и внешних факторов, цены на нефтепродукты продолжат колебаться в значении 40-50$ за баррель, таможенные пошлины останутся на уровне 2019 года;
- Целевой или самый неблагоприятный – ужесточение санкций, падение стоимость нефти до критических показателей, повышение таможенных пошлин в несколько раз и, как следствие, рост инфляции и безработицы внутри страны;
- Благоприятный – ослабление или полная отмена санкций, рост цен на продукты нефти, снижение таможенных пошлин в отношении российских товаров.
Чиновники уже определили значения индекс-дефлятора на 2019 год (все показатели закреплены в Прогнозе социально-экономического развития России до 2024 года):
- С/х – 103,9;
- Нефть – 104,3;
- Водоснабжение – 104,9;
- Электро-и-газоснабжение – 106,1;
- Инд. цен в потребительской сфере – 104,6;
- Строительство – 105,0.
Данные показатели относятся к “базовому” сценарию развития экономики России.
Как считать индексы-дефляторы
Расчет индекса-дефлятора (ИД) представляет собой отношение номинальных показателей к текущим, после чего финальное значение переводится в %-ты.
Формула для расчета: ИД = номинальные показатели / реальные (текущие) показатели × 100%
ИД ВВП также исчисляется по заданной формуле (номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%). Такм образом можно определить динамику цен на все товары и услуги в сфере потребления и производства. Что же касаетсяИД ВВП, то здесь речь о динамике цен в экономике России в целом.
Смотрите видео с примером подсчета ВВП с дефлятором:
Любого государства. С одной стороны, мероприятия, разрабатываемые правительством, должны привести страну к конкретному состоянию – такому, при котором инфляционный показатель будет демонстрировать устойчивый тренд к снижению. Обесценивание национальных денежных единиц всегда сопровождается ростом цен, что негативно сказывается на бизнесе и простых гражданах, вынужденных тратить больше денег на покупку товаров и оплату услуг.
С другой стороны, предпринимать меры по снижению инфляции в стране более чем на 0,5 процентных пункта в год не рекомендуется. Это особенно справедливо для экономик переходного типа, к которым относится и российская – небольшое обесценивание денег необходимо стране, чтобы обеспечить оптимизацию ресурсных потоков и сообщить государству экономический рост.
Конечно, полностью обуздать инфляцию при помощи инструментов экономической политики не получится. На нее воздействует такое число факторов, что Центробанк или Минэкономразвития просто не способны нивелировать действие каждого из них. Тем не менее, простых граждан больше волнует не процесс, а результат. Тем более сейчас, когда в России наблюдается не самая стабильная ситуация, а попросту не успевают расти за ценами. Давайте узнаем, какой уровень инфляции в стране эксперты прогнозируют на 2019 год.
Прогноз от Центробанка РФ
Прогнозное значение инфляции в 2019 году от Центрального банка РФ – 4%Согласно заявлению, сделанному главой ведомства – Эльвирой Набиуллиной, – текущая ситуация с инфляцией характеризуется исторически низкими уровнями, которые приобретают системный характер. На 2018 год эксперты Центробанка прогнозируют инфляцию на уровне от 3,5 до 4%, пересмотрев свои прошлые выкладки в сторону повышения. В 2019 году, – считает глава ведомства, – показатель обесценивания денег будет приближен к отметке 4% в год.
Свои слова о том, что инфляция находится под контролем, Набиуллина подтверждает результатами мониторинга цен по различным группам товаров и территориальным единицам страны. Прогноз специалистов Центробанка настолько оптимистичен, что они даже спрогнозировали в 2018 году кратковременный скачок до 2%, поясняя это стабилизацией цен на товары продовольственной группы. Такой эффект – последствие инвестирования в сельскохозяйственную отрасль, которое помогло повысить ее производственный потенциал.
Однако долговременную стабилизацию инфляции в главном банке страны считают нецелесообразной. В случае, если она застрянет на данной отметке, будут приняты меры, чтобы «подтянуть» ее до прогнозного уровня (т.е. до 4%). Набиуллина также отметила, что инфляционные ожидания со стороны населения до сих пор остаются завышенными, в то время как бизнес больше доверяет правительству. В 2018 году большая часть участников рынка (около 60%) строит планы на основании четырехпроцентной инфляции, в то время как еще год назад по правительственным прогнозам работало не более 20% предприятий.
Прогноз Аналитического кредитного рейтингового агентства
Специалисты из АКРА считают, что рост цен в России в 2019 году превысит 4,4%
Представители данной организации настроены менее оптимистично. Согласно их мнению, сложившаяся структура экономики страны все еще способствует проявлению шоков, поэтому вполне возможно, что рост ценовых показателей в 2019 году ускорится и превысит запланированные Центральным банком 4%. В качестве факторов, которые могут стимулировать проявление макроэкономических шоков, эксперты называют изменения конъюнктуры внешних рынков, возрастание налогов и тарифов, а также санкционные ограничения.
Представители Агентства считают, что достигнуть плановых инфляционных значений в 2017 году правительственным ведомствам помогли исключительно инструменты жесткой денежно-кредитной политики и неожиданные смены конъюнктуры в лучшую сторону. Однако любая форс-мажорная ситуация (вероятность возникновения которой АКРА считает крайне высокой – около 70%) мгновенно повлияет на инфляцию. По прогнозам аналитиков, в 2018 году цены вырастут примерно на 4,6%, а в 2019 году – еще на 4,4%.
Выкладки Министерства экономического развития
Прогнозы Минэкономразвития напрямую зависят от колебания цен на нефть
Представители данного ведомства регулярно выпускают аналитические отчеты, в которых описывают текущую ситуацию в стране и делают прогнозы на будущее, исходя из ситуации на внутреннем и внешнем рынках. В последнюю модель были заложены обновленные сведения, которые гласят, что нефтяные котировки будут составлять от 50 до 60 долларов за единицу физического объема.
Ранее прогноз учитывал, что нефть марки Urals будет стоить в среднем около 44 долларов США за баррель, однако уже сейчас цена поднялась до уровня в 68,50 долларов. Глава ведомства – Максим Орешкин, – сообщает, что объективная инфляция должна быть зафиксирована на отметке в 2-3%. При таких предпосылках в экономике страны возможен рост показателей на 1,8%, а уже к началу 2019 года станет профицитным (прогнозный уровень – 0,8%).
Впрочем, некоторые независимые эксперты уже раскритиковали такие оптимистичные выкладки. Аналитики полагают, что для реализации позитивного прогноза подорожания нефти будет недостаточно. Необходимо, прежде всего, разработать и внедрить стимулы для развития сектора обрабатывающей промышленности, увеличив ее долю в валовом продукте и статьях экспорта. Необходимо принять во внимание и другие факторы, к числу которых эксперты отнесли геополитику, санкционные ограничения и развитие мировой экономики.
Прогноз от Высшей школы экономики
Аналитики из ВШЭ прогнозируют для России инфляцию от 4,1 до 4,3%
Эксперты, представляющие «Центр развития» ВШЭ, считают, что недавно обновленный список санкций в отношении России существенно повлияет на курс национальной валюты и потенциал экономического роста страны. Согласно результатам экономического моделирования, проведенного специалистами Центра, уже в 2018 году нужно ожидать падения курса рубля по отношению к до уровня 60,5-61 рубль за единицу американской валюты.
Такой прогноз может сбыться, даже если нефтекотировки будут устойчивыми и составят около 67-68 долларов за баррель. Эксперты прогнозируют негативный тренд для экспортных показателей (снижение на 3 или даже 4 миллиарда долларов в 2018 и 2019 годах). Итоговое ослабление рубля приведет к заметному росту цен – уже в конце 2018 года нужно ждать инфляцию от 4,1 до 4,3%.
Впрочем, в Высшей школе экономики уверены: если новых санкций не последует, то эти негативные тренды будут носить временный характер. Но, увы, на стабилизацию инвестиционных потоков и устранение трудностей, связанных с выходом на внешний рынок, рассчитывать не приходится и в 2019 году.
В российской бизнес-среде стабильным интересом пользуется один очень интересный и, на самом деле, чрезвычайно емкий показатель – индекс-дефлятор.
Его пользу переоценить поистине сложно, ведь с его помощью легко «прикинуть» в какую сторону повернулся флюгер государственной ценовой политики, чтобы, соответственно, знать, чего ждать от экономической ситуации в ее динамике, прослеживать закономерности поведения властей в плане управления ею.
Именно на основании этой характеристики у нас рассчитывают индексации социальных выплат и различных тарифов, корректировку реальных цен закупок и продаж, а также делают прогнозы, как вести себя в дальнейшем на валютном рынке.
В 2018 году Правительство ожидает существенного снижения уровня инфляции, говоря о том, что экономика входит в свою закономерную полосу стабильности. Правда, одновременно, ряд скептиков утверждает, что на данный момент показатели в 4-5% — это совершенно искусственно сдерживаемые тенденции, истинная природа которых рано или поздно даст о себе знать.
И, по совсем пессимистичным прогнозам, это случится не позднее 2019 года. Что ж, попробуем разобраться в том, что по этому поводу думает Минэкономразвития, а также попытаемся оценить, насколько его прогнозы приближены к действительности.
Курс на стабильность!
В конкретных цифрах, Минэкономразвития установил индекс-дефлятор на 2019 год на уровне в 103,4%. Это при том, что в 2018-м, по его же мнению, объективно стоит ждать не меньше 109%.
Еще через год – в 2020-м – все будет еще красивее: 101,7%. Словом, министерство считает, что буквально в три года стране удастся практически полностью победить инфляцию, как таковую, цены расти перестанут, и вообще все будет в ажуре.
Как известно, валютный рынок России чрезвычайно завязан, как, впрочем, и вся ее экономика, на котировки рынка нефтяного – именно «черное золото» обеспечивает стабильность отечественных денег.
Власти считают, что этот природный актив взял четкий курс на повышение своей стоимости, следовательно, ждут, что вот-вот наступит возвращение к аналогичной тучным начальным двухтысячным ситуации.
Правда, Минэкономразвития, как обычно, не комментирует вариант, когда произойдут параллельно какие-то еще перемены, которые снова обвалят рубль, видимо уже позабыв, к чему совсем недавно привела подобная непоколебимая вера в стабильность нефтяных доходов. А ведь, как показала практика, его зависимость от политических решений не просто сильна – критична.
Верить или нет?
Если брать конкретный текущий момент, ситуация действительно выглядит довольно обнадеживающе: по сравнению с предыдущими периодами, цены и правда замедлили свой рост, причем, что характерно, не только в потребительской корзине, но и в отраслевом, и в макроэкономическом поле. Что уже, само по себе, конечно же, приятно.
Правда, учитывая суть индекса-дефлятора – сравнение стоимостных оценок различных периодов всех основных направлений торговли, производства, сферы услуг и всех видов внешнеэкономической деятельности, не совсем понятно, как Минэкономразвития может опираться на им же придуманные сценарии развития событий, если известно, насколько это заангажированная и подневольная настроениям властей структура.
Объективности здесь, бесспорно, ждать сложно – в условиях-то современной парадигмы завышения показателей и замалчивания, напротив, проблемных мест.
В то же время и полностью отвергать вероятность тенденций снижения индекса-дефлятора уже в самое ближайшее время, не стоит – просто, пожалуй, лучше остановиться на более осторожных прогнозах, при желании оценить, что дальше будет происходить в действительности.
При этом, конечно же, не стоит забывать, что опубликованные министерством данные – это именно то, на что придется опираться в реальном исчислении цен и построении поведенческой стратегии на рынке. Тут уж, как говорится, никуда не денешься.
И если в следующем году рост ВВП, как и предполагают в Минэкономразвития, таки составит 2-3%, а не снизится до пессимистичных 1,5-1,75%, озвученных ВБ и МВФ, то, не исключено, что пусть и не 103,4%, а нечто немногим большее, мы и увидим в действительности в 2019 году.
А что говорят эксперты?
В Высшей школе экономики прогнозы Минэкономразвития откровенно высмеивают, опираясь на то, что и на 2018 год ранее индекс-дефлятор ведомство ставило на уровне 103,8%, а затем, в начале текущего года, после объективной переоценки ситуации, вдруг резко поправилось до 109%.
И пока никаких предпосылок к тому, чтобы эта цифра капитально снизилась почти на целых 6%, нет. В то же время по индексу инфляции, похоже на то, что его все же Центробанку удастся удержать на уровне 4% достаточно длительное время (не исключено, что если все будет идти так, как идет сейчас, то и в 2019 году эта тенденция сохранится).
Но, здесь, настаивают эксперты, существует одна скрытая угроза, на которую немногие обращают внимание, вдохновляясь красивыми цифрами: низкая доходность государства в целом, постепенное вытеснение страны с ключевых внешних рынков, переформатирование экономик, опиравшихся ранее на поставки российских энергоресурсов, критическое снижение инвестиционной активности и усиливающееся авторитарное давление центра служат очень тревожными звоночками, которые в комплексе рано или поздно вызовут настоящую бурю.
Экономика не может быть «полурыночной» — это положение никак не назовешь уравновешенным, и она все время будет стремиться либо противиться регуляторным механизмам, изобретая собственные форматы противодействия, либо, напротив, отвергать принятые в цивилизованном мире модели, все больше увеличивая разрыв между собой и остальными странами. И последнее, к чему так упорно с недавних пор движемся, конечно, ни в коем случае не может вести к стимулированию и росту.
Чрезвычайное технологическое отставание, зависимость от поставок решений и продукции извне, нехватка собственных активов, а также узкая ориентированность внешнеэкономической деятельности, рано или поздно поставит страну на колени, уверены в ВШЭ.
Но, власти этого почему-то упорно не хотят замечать, плодя разной степени оптимистичности прогнозы. Видимо, там увлеклись идеей, что мысли материальны, и считают, что если годами повторять слово «сахар», во рту действительно станет слаще…
Видео
Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/
Индекс-дефлятор 2020-2021 - это особый экономический показатель, который позволяет спрогнозировать окончательную цену на определенные товары, работы и услуги, а также оценить реальные доходы населения или покупательскую способность россиян. В статье разберемся, что представляет собой данный показатель, а также определимся, какие будут действовать индексы дефляторы на 2020-2021 годы.
Что за показатель такой
Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.
Утверждая индекс-дефлятор на 2020-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).
Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.
Как это работает
Разрабатывая индекс-дефлятор на 2020 год, Минэкономразвития Приказ утверждает сразу на несколько периодов. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.
Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.
Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:
Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов. В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.
После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.
Индексы-дефляторы на ближайшие три года
Отрасль | 2020 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|
Промышленность (BCDE) | |||
дефлятор | 103,3 | 102,9 | 103,0 |
ИЦП | 103,4 | 103,0 | 103,0 |
в т. ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика) | 104,1 | 104,1 | 103,9 |
Добыча полезных ископаемых (Раздел B) | |||
дефлятор | 101,2 | 100,6 | 101,0 |
ИЦП | 101,4 | 101,2 | 101,1 |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06+09) | |||
дефлятор | 100,9 | 100,4 | 100,8 |
ИЦП | 101,2 | 101,0 | 100,9 |
Добыча угля (05) | |||
дефлятор | 104,5 | 104,0 | 103,7 |
ИЦП | 104,3 | 104,1 | 103,9 |
уголь энергетический каменный | |||
ИЦП | 104,6 | 104,1 | 104,1 |
Добыча сырой нефти и природного газа (06+09) | |||
дефлятор | 100,5 | 100,0 | 100,4 |
ИЦП | 100,8 | 100,7 | 100,6 |
Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08) | |||
дефлятор | 104,0 | 102,6 | 102,9 |
ИЦП | 103,6 | 103,0 | 103,0 |
Добыча металлических руд (07) | |||
дефлятор | 104,2 | 102,5 | 102,7 |
индекс цен производителей | 103,7 | 102,8 | 102,9 |
Добыча прочих полезных ископаемых (08) | |||
дефлятор | 103,2 | 103,3 | 103,3 |
ИЦП | 103,1 | 103,2 | 103,2 |
Обрабатывающие производства (Раздел C) | |||
дефлятор | 103,9 | 103,5 | 103,5 |
ИЦП | 103,7 | 103,5 | 103,4 |
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12) | |||
дефлятор | 103,1 | 103,2 | 103,5 |
ИЦП | 102,9 | 103,2 | 103,4 |
Производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15) | |||
дефлятор | 104,2 | 103,8 | 103,5 |
ИЦП | 104,1 | 103,8 | 103,6 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16) | |||
дефлятор | 105,1 | 104,6 | 104,3 |
ИЦП | 104,6 | 104,4 | 104,3 |
Производство бумаги и бумажных изделий (17) | |||
дефлятор | 105,2 | 104,7 | 104,4 |
ИЦП | 104,7 | 104,5 | 104,3 |
Производство нефтепродуктов (19.2) | |||
дефлятор | 101,3 | 100,1 | 100,6 |
ИЦП | 100,9 | 99,8 | 100,3 |
Производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22) | |||
дефлятор | 105,2 | 104,9 | 104,7 |
ИЦП | 104,8 | 104,7 | 104,5 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23) | |||
дефлятор | 103,9 | 103,7 | 103,6 |
ИЦП | 103,9 | 103,8 | 103,7 |
Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5) | |||
дефлятор | 104,2 | 104,7 | 103,7 |
ИЦП | 103,8 | 104,4 | 103,1 |
Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4) | |||
дефлятор | 106,0 | 104,5 | 104,1 |
ИЦП | 105,6 | 104,3 | 103,7 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25) | |||
дефлятор | 104,5 | 104,5 | 104,2 |
ИЦП | 104,3 | 104,3 | 104,1 |
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33) | |||
дефлятор | 105,5 | 105,3 | 105,4 |
ИЦП | 105,3 | 105,1 | 105,1 |
Прочие | |||
дефлятор | 102,8 | 102,9 | 103,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35) | |||
дефлятор | 105,0 | 104,2 | 104,0 |
индекс цен производителей (ИЦП) | 105,0 | 104,2 | 104,0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E) | |||
дефлятор | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
ИЦП | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Сельское хозяйство | |||
дефлятор | 103,5 | 103,1 | 103,3 |
Индексы цен производителей | |||
Растениеводство | |||
дефлятор | 103,7 | 102,9 | 102,9 |
Животноводство | |||
дефлятор | 103,4 | 103,5 | 103,7 |
индекс цен реализации продукции сельхозпроизводителями | 103,5 | 103,8 | 103,9 |
Транспорт, вкл. трубопроводный | |||
дефлятор | 104,3 | 104,2 | 104,1 |
ИЦП | 104,4 | 104,3 | 104,3 |
ИЦП с исключением трубопроводн. транспорта | 103,6 | 103,7 | 103,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | |||
дефлятор | 105,0 | 104,4 | 104,2 |
индексы цен | |||
Строительство | |||
дефлятор | 105,0 | 104,8 | 104,5 |
ИЦП | 104,7 | 104,6 | 104,5 |
Потребительский рынок | |||
оборот розничной торговли, дефлятор | 104,2 | 103,5 | 104,0 |
ИПЦ на товары | 104,0 | 103,3 | 103,9 |
платные услуги населению, дефлятор | 104,8 | 104,2 | 104,3 |
ИПЦ на услуги | 104,9 | 104,3 | 104,4 |
Сценарии развития
В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:
- Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
- Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
- Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.
Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.
Базовый сценарий
Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:
- Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
- Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
- Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
- Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
- Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.
Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.
Целевой план развития
Индекс-дефлятор на 2020 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:
- Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
- Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
- Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
- Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.
Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.
Консервативный план
Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:
- Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
- «Жесткая посадка» китайской экономики.
- Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
- Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
- Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
- Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.
Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.
Прогноз показателей на 2020 год
Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.
С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:
- товары потребительского назначения — 104,4;
- товары промышленного сектора — 104,1;
- оптовые цены на газ — 103,8;
- коэффициент стоимости угля — 103,9;
- ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
- прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
- коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
- индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
- плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.
Ожидаемые показатели по базовому сценарию в таблице:
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Даже далеким от экономической теории людям хорошо известно, что такое инфляция – рост цен может почувствовать любой обычный россиянин, просто заглянув в кошелек. Но о том, что для ее измерения существует особый показатель, называемый индекс-дефлятором, знают немногие. Попробуем понять, что же это такое, для чего нужно и что будет с этим самым индексом в 2019 году.
Немного теории
Говоря сухим языком экономических словарей, индекс-дефлятор представляет собой ценовой индекс, который используется для пересчета текущих цен в цены базисного периода. Такой пересчет позволяет адекватно сравнивать сводные показатели (например, объем ВВП) за разные периоды и анализировать их динамику с поправкой на рост цен.
Существует устоявшаяся методика его расчета: номинальный ВВП в рыночных ценах текущего года, включающий в себя все конечные товары и услуги, производимые в стране, делится на реальный ВВП в ценах базисного года. Несмотря на простоту методики, на деле рассчитать индекс довольно сложно; как правило, этим занимаются органы официальной статистики.
Так, расчет российского индекс-дефлятора поручен Федеральной службе государственной статистики, однако прогноз по индексу для целей налогообложения находится в ведении Минэкономразвития. На этом показателе базируются выплаты по НДФЛ, ЕНВД, выплатам для предпринимателей на патентах и УСН, а также некоторые другие налоги и сборы.
Неудивительно, что ежегодных прогнозов Минэка с особым нетерпением ожидают представители бизнеса, на их основе планирующих свою налоговую нагрузку в будущем году. В конце октября в ведомстве в очередной раз определились с коэффициентами для бизнеса, на основании которых в 2019 году и будут начислять налоги для спецрежимов.
Официальные цифры
Показатель для исчисления сумм ЕНВД в новом году установлен на уровне 1,915 рублей, что на 2,5% выше, чем цифра предыдущего года – 1,868 рублей. Это значит, что даже если местные власти оставят без изменения множитель вида экономической деятельности, «вмененный» налог все равно вырастет минимум на 2,5%.
Что касается бизнеса на «упрощенке», индекс-дефлятор для целей его налогообложения установлен в размере 1,581 – однако на деле применять его вообще не придется. Дело в том, что индексация лимита доходов заморожена вплоть до 2020 года , так что умножать его на коэффициент в следующем году по-прежнему не нужно.
Аналогичную роль играет дефлятор и для патентной системы налогообложения, устанавливая верхний предел лимита потенциального дохода, в рамках которого свои лимиты регионы могут устанавливать самостоятельно. В 2019 году он будет равен 1,518 против прежнего 1,481. Это означает, что максимум годового дохода для получения патента будет равен 1,518 млн рублей.
Существуют свои дефляторы и для других налогов. Скажем, индекс для НДФЛ применяется в случае, когда необходимо рассчитать авансовые платежи по налогу для иностранцев на патенте – не слишком типичный случай. Что до налога на имущество физлиц, то рассчитанный ведомством дефлятор умножают на инвентаризационную стоимость недвижимости.
Наконец, используется подобный показатель и при определении размера торгового сбора – используя дефлятор, власти ежегодно индексируют ставку сборов для розничных рынков. Помимо индекса, размеры сбора зависят от вида объекта и его территориального расположения: в городской черте дороже.