Постоянно поднимает в своих материалах темы Русской цивилизации и патриотизма. Родом Евгений Чернышев из Донецка, что еще раз доказывает, что Русский мир значительно шире государственных границ Российской Федерации.
Сегодня я хотел представить вам, уважаемые читатели, ещё одного автора из Донецка, написавшего отличный материал.
Как рассказать вам о реках России.
Как рассказать вам о русской земле.
Как объяснишь, что одни мы такие.
Как рассказать вам о русской душе.
Песня «Россия» Эллии Рикла
из репертуара Музыкального театра «Юсна»
Два государственных переворота: в 1917-м и 1991-м годах раскололи Россию на множество «суверенных» осколков. Географический и экономический распад сопровождался «распадом» идеологическим: при попустительстве и даже прямом содействии многих государственных деятелей СССР и СНГ, Западная Цивилизация навязала Русской Цивилизации чуждую ей либеральную идеологию, по сути, заставив наши народы отказаться от национальных корней. Всё это сделало нас слабыми и зависимыми от более сильного противника.
Сейчас ведётся много разговоров о путях и механизмах возрождения Великой России. Отметим две крайности в этих разговорах. Первая крайность: уход в чисто материальную сторону жизни – в экономику, в финансы, в механизмы повышения материального благосостояния. Другая крайность: уход в идеологию (религию), господствующую в те или иные периоды жизни нации: язычество, православие, монархия, коммунизм и пр. Первая крайность не учитывает духовной составляющей жизни целой цивилизации, а потому полностью бесперспективна. Вторая крайность не позволяет патриотам России единиться под одни знамёна и выступить одним фронтом.
Можем ли мы из этой пёстрой многоголосицы вычленить главное – то, что было бы понятно каждому представителю Русской Цивилизации и мобилизовало бы его силы для борьбы за экономический и идеологический суверенитет своей Родины? Можем. Речь пойдёт о патриотизме . Однако, имеет смысл вникнуть глубже в эту тему. Для чего постараемся ответить на пять вопросов: что такое патриотизм; что мешает патриотизму; что способствует патриотизму; что даёт патриотизм, и каковы примеры патриотизма.
1.) Что такое патриотизм
1. Естественное чувство человека и богатство нации.
Мы исходим из того, что считаем нацию – необходимой и неизбежной формой жизни и развития каждого человека (по крайней мере – в обозримую историческую эпоху), а патриотизм есть неотъемлемая часть любой нации. Отнесёмся к патриотизму, как к объективно существующему богатству нации. Это такое же объективно существующее богатство, как население государства, его природные ресурсы, промышленный потенциал и т.д.
Для лучшего понимания вопроса применим следующую аналогию: нация – это семья; государство – это дом. Нормальная жизнь человека может происходить лишь в своей семье и в своем доме. Любовь в семье – любовь к Родине, забота о доме – забота о стране, развитие всех членов семьи – развитие нации как единого организма. Нация без патриотических скреп – это масса «беспризорников», лишённых семейной любви и собственного очага. Именно такой массой нас хотят видеть закулисные руководители Запада. Для чего? Для лёгкого порабощения. Беспризорника легче обмануть, ослабить, ограбить, уничтожить.
Очень важно очистить понятие патриотизма от всех искусственных идеологических включений, насколько это вообще возможно. Патриотом мы считаем того, кто чувствует себя частью нации, и потому является её естественным защитником – более никого. Но часто патриотом считают и защитника какой-либо идеологии, а это уже в наших глазах псевдопатриотизм. Хотя, признаем, отличить одно от другого бывает порой не легко.
Яркий тому пример – гражданская война в России начала 20 века. Кто были бо льшими патриотами: красные или белые? Вопрос далеко не однозначный. Кто больше любил русскую нацию? Кто больше тяготел к национальным корням? Кто в большей степени способствовал развитию нации?.. И до сих пор не стихают споры сторонников «красной» и «белой» России, выдвигаются весомые аргументы «за» и «против». Но спор этот может быть конструктивным только тогда, когда её участники поймут разницу между настоящим патриотизмом, и псевдопатриотизмом – между защитниками нации и защитниками той или иной идеологии. Задача не из лёгких, но без её решения нам будет не только трудно, но и невозможно возродить русскую нацию.
Для наглядности вспомним нашу аналогию с семьёй и домом. Настоящий патриотизм – это забота о состоянии дома: чтобы фундамент был прочным, стены крепкими, стёкла целыми, крыша без дыр и т.д. Форма дома, его стиль, внутренний интерьер – дело хоть и важное, но далеко не главное. И если на деле «красные» и «белые» пекутся лишь об интерьере государственного устройства, при этом массово уничтожая друг друга, то они уничтожают нацию, переходя в разряд антипатриотов.
Да, государственное устройство, основанное на тех или иных идеологических, философских, религиозных воззрениях, необходимый аспект жизни нации – по сути, это форма её существования. Эта форма может, как способствовать выявлению и развитию лучших сторон нации, так и наоборот, подавлять их, и в этом случае, разумеется, надо совершенствовать отжившую форму. Но в любом случае крайне опасно и безумно полностью разрушать дом, замечая в нём какие-либо отдельные недостатки, ибо это есть катастрофа нации. Что и произошло с Россией в 20-м столетии целых два раза.
2. «Естественная» идеология государства.
Мы сказали, что патриотизм должен исходить из естественного желания представителя нации её защищать, а не из навязанной кем-то идеологии. Но это не значит, что мы против всякой идеологии. Но будем различать идеологию, основанную на естественных законах существования и развития нации, и идеологию, основанную на неких отвлечённых философских схемах, утопических теорий, которые игнорируют законы развития нации и понуждают действовать вопреки этим законам. Конечно, это очень не тривиальная тема, но мы должны стремиться к выявлению принципиальных различий между идеологией, дающей возможность успешному развитию нации (государства), и идеологией, отнимающей у неё эту возможность.
Добавим, что такая «естественная» идеология государства во многом является консервативной. В каком смысле? В смысле, что она всегда придерживается национальных корней. Такому «здоровому» консерватизму нам надо учиться у обыкновенного дерева. Ответим: что позволяет дереву из сезона в сезон менять свою крону, выпускать свежий цвет, давать всё новые и новые плоды? Корень! Который питает и обновляет. Отрубите корень, и никакого обновления не будет. Вообще жизни не будет. Это закон жизни любого живого организма: только держась своего корня (исходя из него, не изменяя ему), ты сможешь расти. В этом смысл консерватизма, дающего жизнеспособную динамику. И совсем не зря русское слово, применяющееся в отношении истории народа — «древность» содержит корень «древо»...
Отрадно видеть, что в России такой здоровый консерватизм находит всё больший отклик среди интеллектуальной элиты. Совсем недавно, в сентябре 2012 г., был создан Изборский Клуб, где собираются интеллектуальные силы России и обсуждают вопросы возрождения Русского Мира именно в консервативном патриотическом ключе.
Теперь разберёмся, почему такая естественная вещь, как патриотизм, в России стал редким товаром? Ведь мысли о патриотизме должны приниматься человеком априори, на инстинктивном уровне, сердцем. Да, в здоровом обществе это так и есть, но мы с вами живём в больном обществе. Попробуем разобраться в причинах этой болезни.
2.) Что мешает патриотизму
1. Либеральная идеология.
Первой причины мы уже коснулись – наши «геополитические друзья» тратят огромные средства для промывания наших, заражённых ещё в советские времена мещанским духом, мозгов. Потому у нас так много людей настойчиво отвергают (или принижают) идеи патриотизма, упирая на другие идеи – либеральные. Но выясним подноготную этой идеологии.
Что такое либеральная идеология? Нам хотят её представить, как заботу о правах и свободах человека. Звучит красиво, но за этими красивыми словами скрывается их полная несостоятельность. Ведь как можно заботиться о свободе и правах человека, не заботясь о свободе и правах нации, частью которой является человек? Но о нациях либералы вообще молчат – будто их вовсе нет, или будто все нации пришли к такому согласию, что их уже можно не замечать. Надеюсь, что такое счастливое будущее действительно когда-нибудь наступит. Но откройте глаза, господа либералы! Непрерывающиеся кровавые, экономические и идеологические войны, за которыми стоят тысячи и миллионы человеческих жертв – это ли «согласие между нациями»?..
Поэтому внесём в этот вопрос максимальную ясность. Либерализм – это идеология тех, кто заинтересован «не замечать» очевидные разногласия и войны между главными геополитическими игроками. Либерализм – это идеология кучки сверхбогатых, форпост которых сегодня находится в США и Англии. Им мало грабить свои страны – им надо грабить весь мир. Либерализм – это бескровное вскрытие государственных границ. Это мирный захват чужих территорий. Любой патриот государства, борец за суверенитет своей страны, для западных сверхбагатеев – враг номер один, которого непременно надо уничтожить – либо идеологически, либо физически. Что они и осуществляют на протяжении многих лет.
За Западе: либерализм – это оружие внешнего врага против России.
В России: либерализм – это либо а) опасное заблуждение, либо б) патологическая неприязнь к своей нации, либо в) средство к существованию – на деньги внешних врагов России (второе не исключает третье).
Добавим: либеральная идея в своей основе антидуховна, потому что она не признает духовных корней нации, её духовной жизни, видя во всём только материальное. Либеральная идея направлена на удовлетворение желаний тела и ума, но не Духа. Либеральная идея – это отрава для Духа.
К слову сказать. В ранне-советский период доминировала идеология, в чём-то подобная либеральной – коммунистический интернационализм. В чём её подобие? В уничтожении понятия патриотизма, или, по крайней мере – вырывании из него национального контекста. В чём различие? Идеальное государство интернационалистов напоминает казарму, идеальное государство либералов напоминает стойло. Как говориться – что кому ближе… Ради справедливости отметим, что Сталин частично исправил этот опасный крен партии, и в Великую Отечественную войну люди воевали не за идеи коммунизма, а за свою родную землю…
2. Антидуховное научное мировоззрение.
Кроме заразы либерализма есть ещё одна, более глубокая причина низкого патриотизма в России (и не только в ней), о которой мало кто говорит. Дело в том, что патриотизм – категория духовная, а значит не рассматриваемая естественной наукой. Проследим связь между патриотизмом и наукой.
Многие специалисты заговорили о системном кризисе в современной науке. На мой взгляд, этот кризис обусловлен опорой науки на прогнивший фундамент грубо-материалистического мировоззрения. Начиная с 17 века, наука нам внушала одну мысль: природа, космос состоит исключительно из грубой материи. Вопросы же Духа наука не рассматривала, отдавая эту сферу религиозным или философским школам. Но общество наше всё же построено на постулатах не веры или философии, а научных знаний. Загляните в школьные учебники, и вы поймете, о чем я говорю. Всё наше образование, да и бо льшая часть культуры, пронизаны идеями научного материалистического мировоззрения. Поэтому и человека, и нацию, мы привыкли рассматривать с сугубо материалистических позиций. Когда же речь заходит о духовных и культурных явлениях и ценностях, мы вынуждены переходить со строгого и объективного языка науки на язык, полный субъективных понятий и категорий. Для наглядности один пример.
Не надо никому объяснять: чтобы человек мог жить, он должен развиваться физически и интеллектуально. Этому нас учит житейский опыт, этому нас учит материалистическая наука. Для нас это очевидная вещь. Но многие ли знают, в какой степени важно для жизни развитие и духовное? Да, об этом говорят священники и философы, но не естествоиспытатели. Поэтому этот вопрос в нашем «материалистическом» обществе легко затуманить, исказить, заговорить, либо вообще убрать с повестки дня. Трудно простому смертному доказать то, чего нет в школьных учебниках. А если и есть, то в весьма декларативном ключе, без опоры на знания объективных законов Природы и Космоса.
И совсем не случайно в постсоветских Конституциях России и Украины был вписан запрет на государственную идеологию, а значит и запрет на патриотизм – на то, что является ядром любой национальной идеологии, – и вот этот запрет люди массово стали замечать только сегодня – спустя 20 лет после их принятия! Хотя, заметим, в наших республиках живут далеко не глупые, высокообразованные люди.
Вот почему мы хотим говорить о патриотизме так же ясно, убедительно и доказательно, как ясно, убедительно и доказательно мы говорим о законах материальной Природы. Но для этого мы вынуждены оппонировать всей современной научной школе. Но иных вариантов нет, ибо мы вынуждены опираться на следующий научный постулат : человек и нация есть не только материя, но и Дух. Дух любого человека и любой нации есть объективная реальность, не зависящая ни от чьего субъективного взгляда, мнения, ни от чьей теории, идеологии. Верим, что данный постулат вскоре войдёт в головы ученых естествоиспытателей, а там – и в школьные учебники.
Как ни странно это звучит, но именно наука история может здорово помочь естествознанию перейти на новую – духовно-материалистическую научную парадигму. Об этом ниже.
3.) Что способствует патриотизму
1. Обновлённая наука история.
Как мы уже сказали, ученые историки могут помочь в преодолении кризиса научного мировоззрения. Почему? Потому что они, анализируя огромные исторические пласты, распутывая сложнейшие событийные узлы, создавая целостную картину взаимодействия наций, неизбежно приходят к выводу, что Дух нации есть понятие объективное, хоть и не материальное (т.е. – приходят к нашему постулату). Более того, это нематериальное во многих случаях является не каким-то второстепенным фактором поведения нации, которым можно пренебречь, но является ключом к пониманию этого поведения. И поэтому историк будет иметь все основания считать следующие рассуждения строго научными:
Каждое дерево имеет своё семя – код, каждое дерево имеет свой корень (материальный). Аналогично: каждая нация имеет своё семя – код, каждая нация имеет свой корень (духовный). Нация формируется столетиями и тысячелетиями, переходит через разные стадии взросления, но корень (код) остается неизменным, благодаря чему нация имеет свою индивидуальность и даёт свои особенные плоды. Конечно, как и любое дерево, нация когда-нибудь израсходует свой ресурс, быть может, дав поросли другим молодым нациям. Но она может и погибнуть раньше своего срока, под воздействием различных негативных факторов, не достигнув своей зрелости и не выполнив своих природных задач.
С этих же духовных естественнонаучных позиций историк может рассуждать далее. Что такое национальность? Это принадлежность индивида к определенному национальному дереву. Каждый лист на дереве имеет важную цель – выживание дерева – ведь если сгинет дерево, сгинет и лист. Так и представитель нации «обречён» заботиться не только о своем личном благополучии, но и о благополучии всей нации. Иными словами, национальность – это обязанность человека по поддержанию жизнеспособности своей нации. Поэтому его персональная свобода должна ограничиваться рамками его национальных обязанностей. (Отметим здесь кривую, и даже горькую ухмылку либерала…)
Теперь, глядя на науку историю в этом новом научном ключе, мы можем сказать: история – это не просто изложение исторических фактов, и даже не связка этих фактов в единую логическую цепь, а исследование жизни древа нации – его рост, «урожайность», влияние на него друзей и недругов, его здоровье и болезни. И тогда наука может строго доказать, что самые худшие, постыдные страницы истории государства приходились именно на те периоды, когда нация, под действием тех или иных сил, отрывалась от своих корней, изменяла своему коду.
Конечно же, историю будет лучше знать (понимать) тот человек, который принадлежит этой нации, вырос на родных землях, впитал родную культуру, стал осознанной единицей своего народа, т.е. – патриотом.
Историк новой формации должен апеллировать не только к уму человека, но к его Духу, пробуждая в нём патриотические чувства. Он должен излагать так исторические реалии, что бы его слушатели не просто их «знали», но их сопереживали . Сопереживали все ответственные моменты своего прошлого – начиная с самых изначальных периодов. Тогда мы и будем развивающейся, сильной нацией. Это как человек – ведь он не просто «знает» свою биографию, а переживает её, и лишь благодаря этому растёт, набирается опыта, торит свой неповторимый индивидуальный путь. Ни один период нашей русской (славянской) истории, начиная с древнейших ведических времён, не должен быть упущен, и все периоды должны быть пронизаны одним скрепляющим стержнем – стержнем русского Духа. Когда изменяли ему – слабели, когда следовали ему – крепли. Увидит человек целостную картину, прочувствует её, проникнется красотой и мощью русского Духа, тогда и воспрянет наша нация. И никаких «измов», а тем более – чуждых культур, ей уже не навяжут.
Естественный вывод из сказанного: история своей нации – это пища Духа , Духа каждого человека. Поэтому хороший историк – это всегда в огромной степени духовный наставник.
2. Русский язык, ораторство, искусство, институты государственной власти.
В нашем духовно-материальном ключе можно коснуться ещё одной научной дисциплины, непосредственно связанной с темой патриотизма – языкознания. Специалист русского языка должен чувствовать его духовную силу, его сакральный смысл – и передавать эти знания людям. Нужно прививать любовь к русскому языку. Язык – один из самых важных носителей культурного кода нации, а потому оберегать его нужно пуще любых других культурных и материальных завоеваний. Почему мы должны оберегать национальные природные заповедники, архитектурные памятники, предметы высокого искусства, а язык – не должны? Должны! Но что мы видим? На телевидении, по радио, в Интернете, в общественных местах – это национальное богатство мы не только не защищаем, а уничтожаем на корню! При этом мы запрещаем курение и распитие спиртных напитков в общественных местах, но продолжаем издеваться над родным языком на всех общественных этажах. Поэтому нужны законы, защищающие важнейшее национальное наследие – русский язык. Здоровье нации, её духовно-материальная крепость зависят не только от того, пьет или курит человек, а от того, как он относится к своему родному языку, как им владеет.
Живая, яркая, глубокая, образная речь, идущая от сердца – такая речь сейчас очень востребована. Ведь за 20 лет «независимости» масс-медиа нас отучили от человеческого языка и привили нам птичий язык – чириканье – язык примитивных эмоциональных и мыслительных штампов. Сегодня пришла пора Русского Языка, в котором каждое слово (не иностранного происхождения) имеет свой глубинный природный смысл. Сам по себе Русский Язык является не только кладезем русской культуры, но грозным оружием против пустобрёхов, глупцов, пошляков, лицемеров, лжецов и всех прочих явных и тайных, осознанных и неосознанных врагов Русской Цивилизации. Специфика момента такова, что главные бои сегодня ведутся в информационном и идеологическом поле, а наиболее яркие схватки с нашими противниками происходят в живых беседах и диалогах. Вот почему нам так нужны национальные ораторы, пекущиеся о нации, а не расплодившиеся сегодня «безродные» шоумены, заботящиеся только о своём имидже.
Мысль об искусстве. Всё искусство, также как и история, и языкознание, должно быть пропитано национальным духом и патриотизмом. А для этого необходимо укрепление и развитие экспертных сообществ, которые бы давали профессиональную оценку тем или иным культурным (или антикультурным) явлениям и таким образом влияли бы на развитие русской нации, защищали бы её. Такие сообщества куда важнее так называемых «обществ по защите прав человека», которые по факту давно уже уничтожают русскую государственность, а значит и уничтожают тех людей, за которых на словах они так радеют. Такие экспертные сообщества заменили бы «рейтинговые компании» (зарубежные и отечественные), которые на поверку уничтожают нашу культуру, сея в головах людей пошлость, серость, озлобленность, равнодушие.
Напрашивается параллель с искусством советского периода, когда государство было кровно заинтересовано в развитии тех его направлений, где затрагивалась тема любви к Родине – в самых различных её жизненных проявлениях. И это, несомненно, давало свои весомые результаты. Особенно в сталинский период: восстановление страны после Первой мировой и гражданской войн, лихолетье ВОВ, и вновь восстановление и подъём государства. Сейчас ситуация также критическая – ни у кого не должно оставаться сомнений по поводу агрессивных планов Запада по дальнейшему расчленению Русского Мира, развязыванию локальных кровавых войн, захват наших природных и людских богатств.
Поэтому совершенно очевидно: все государственные институты, во главе с Руководителем страны, обязаны тщательно следить за сохранением патриотического духа населения и держать его на должном уровне. Низкий уровень патриотизма – это тревожный сигнал руководству страны, дающий ему право на экстренные меры в сфере идеологии и воспитания населения.
4.) Что даёт патриотизм
1. Духовный рост человека, нации.
Наши рассуждения ведут дальше: патриотизм – это признак здоровья Духа человека. Отсутствие оного – это признак болезни Духа. Поэтому, на мой взгляд, за лавинообразным национальным прозрением русского народа будет происходить не менее стремительное его духовно-нравственное прозрение. Патриотизм, жертвенность ради Отчизны – очень благодатная почва для взращивания Духа.
Сейчас многие люди на постсоветском пространстве увлекаются разными духовными практиками, частенько заимствованными либо с Востока (древние), либо с Запада (современные), не понимая, что самая сильная «практика» — это очищение своей русской души от всего ей не свойственного. Эта мысль у меня получила следующую форму:
Русская Душа любит:
Не богатство, а Лад,
Не власть, а Справедливость,
Не вседозволенность, а Служение Родине,
Не телесные утехи, а Песню Любви.
И что же случилось?
Иноземные супостаты вторглись в святая святых – в Русскую Душу,
Чтобы её нарушить, исказить, измазать грязью.
И заставили они нас тратить свои жизни на пустое, чужое, скверное,
С трагическим исходом:
Мы захотели богатства, и стали бедными,
Мы захотели власти, и стали подчиненными,
Мы захотели свободы, и стали пленными,
Мы захотели счастья, и стали несчастными.
И что же теперь?
Святой долг каждого русского человека:
Прогнать супостата из наших земель, из наших умов,
Очистить Русскую Душу от всего чужеродного, ей не присущего,
На сегодняшний день проблема и то, как его следует понимать, актуальна как никогда. Она касается каждого гражданина и во многом связана с очень сложной, а подчас и острой политической ситуацией в мире и теми угрозами, которые направлены в адрес нынешней России. Против России с помощью украинской хунты развернута новая «холодная война», которую некоторые международные силы (США и Евросоюз) пытаются подвести к войне «горячей».
Именно эти силы Россию называют «страной-агрессором» (за возврат Крыма весной 2014 года), пытаются задавить нас санкциями и изолировать. Но ничего у них не выходит. Чем больше санкций, тем крепче и сплоченнее российское общество и народ. Им никогда не понять российского менталитета, важнейшей составной частью которого является высокий .
Цель нашего исследования: раскрыть понятие «патриотизм» через различные его трактовки, показать российский патриотизм в истории нашей страны, дать характеристику понятия «антипатриотизм», используя научную и художественную литературу, а также социологические методы исследования (опрос, анкетирование, выборочные методы и обработка данных). Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности.
Это привязанность человека к той, земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Слова «патриот» и «патриотизм» были заимствованы в России в эпоху Петра I из французского языка, где patriote означало «соотечественник». Патриотизм предполагает также гордость за свою страну и во многом основан на чувстве «органической принадлежности» к родине и народу .
Рассмотрев различные источники по данной теме, можно сказать, что понятие это многогранное и единого общего определения патриотизма нет. Большинство источников определяет патриотизм, как любовь к Родине, Отечеству, но так же есть толкование патриотизма как моральной позиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории, преданность своей культуре. Для человека естественна особая душевная привязанность к родным местам, где прошло его детство, где жили и трудились его родители и предки, та относительно ограниченная территория огромного земного шара, с которой связаны основные события его индивидуальной судьбы. Именно на этой территории человек чувствует себя наиболее непринужденно, здесь ему все наиболее понятно и близко.
От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, к окружающим его людям, к состоянию и сохранению культурного наследия страны и ее экологии. Патриотизм включает в себя несколько аспектов: эмоционально-волевой, рациональный, мировоззренческий. Эмоционально-волевой аспект особенно проявляется в критических ситуациях, выражается в волевом импульсе, который объединяет народ, помогает осознать общие цели, подчинить им частные интересы, активизирует совместную деятельность, направленную на преодоление трудностей и препятствий. В исторической памяти россиян немало событий, сопровождавшихся переживанием подобного эмоционального подъема. Часто по этой причине патриотизм ассоциируется с военными подвигами, героизмом, самопожертвованием.
Рациональный аспект патриотизма в повседневной жизни проявляется как осознание необходимости приведения частных интересов в соответствие с общими интересами нации и государства, связан с заинтересованным отношением граждан к событиям и процессам во внешней и внутренней политике и их сознательной активностью, направленной на поддержание и воспроизводство общественных отношений, в основе которых лежат легитимно закрепленные и социально-одобряемые нормы. Мировоззренческий аспект патриотизма заключается в согласовании сложного комплекса эмоций, чувств, переживаний по отношению к Родине, ―большой‖ и ―малой‖, с принципами и постулатами государственной и с разделяемыми в обществе политическими, социокультурными, религиозными идеями, даже несмотря на их противоречивость . В.А.Коробанов считает, что патриотизм - это одно из явлений общественного сознания, которое определяется тремя уровнями. К первому уровню относится подсознательный, создаваемый в виде образов и архетипных представлений о родине - матери.
Второй это активистский, волевой уровень, основанный на чувствах, побуждающих человека к активным проявлениям. Третий, наиболее высокий уровень осознания патриотизма, идеологический. На этом уровне индивид исходит из убеждений, основываясь на патриотических ценностях принадлежности к определенному обществу, действует согласно установленным высшим духовно-нравственным ориентирам . А.Н.Вырщиков, М.П.Бузский выделяют патриотизм государственный, российский, национальный, местный или региональный. В основе государственного патриотизма лежат отношения «личность-государство». Государственный патриотизм выявляется у российских граждан через общие интересы, общие цели. Государство следит за соблюдением прав граждан. А граждане, в свою очередь, выполняют свои обязанности перед государством. Российский патриотизм объясняется эмоциональным миром человека через освоение патриотического опыта, закреплѐнного, в моральных нормах, обычаях, традициях, ценностях. Национальный патриотизм имеет базовой опорой национальную культуру. Он способствует пробуждению чувства любви к Родине, национальной гордости, духа народа, воспитанию национальных традиций. Местный или религиозный патриотизм проявляется в любви к малой родине, духовной культуре своих предков, семье, родным .
Патриотические ценности всегда определяли специфику российского национального характера, его ментальность и политическую культуру российского общества. Российский патриотизм имеет такие особенности, как державность и интернационализм. Россия была и остается великой страной. Россия всегда защищала более слабые государства, всегда проповедовала ответственность за мир в целом. Выступая против национального экстремизма, государственный патриотизм является основной при принятии жестких политических решений, если речь шла о защите государственных интересов, российского общества.
Россия сформировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Интернациональный характер ярко проявлялся в годы войн, когда внешние враги угрожали российской государственности. Российский патриотизм направлен против шовинизма, национализма, фашизма, расизма, политического терроризма, приобретающего все чаще националистические формы. Патриотизм все чаще выступает как важнейший ресурс консолидации россиян, как защита национальных интересов, осуществления социального порядка в обществе, как поддержка политического курса власти. Российский патриотизм нашел свое яркое выражение в лучших образцах нашей художественной литературы. Русские писатели считали, что деятельностью человека движет любовь к Родине. Настоящим патриотом можно назвать А.С..Пушкина, а Пушкин -это «наше все»! Пушкинский патриотизм сложился, в юности, под влиянием войны 1812 г. и вызванного ею всеобщего патриотического подъема.. Он (Пушкин) серьезно и основательно размышлял на тему о патриотизме, не раз резко осуждая проявления антипатриотизма в близкой ему дворянской среде. Об этом говорят следующие его слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую , кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал» . Следует подчеркнуть, что Пушкин никогда не менял своих патриотических настроений в отличие от немалого числа друзей его молодости.
Под влиянием очевидных недостатков российской жизни и под воздействием расхожего понимания либерализма, которое приобрело популярность в дворянской среде, часть прогрессивных деятелей того периода (среди которых были и близкие знакомые Пушкина) утратили остроту патриотического чувства. Патриотизм стал восприниматься как нечто немодное, несовременное, устаревшее. Воззрения Пушкина резко противостояли подобным взглядам . Именно к этому периоду относится стихотворение «Клеветникам России». В нем поэт резко выступает не только против западной прессы, обрушившей на Россию все мыслимые и немыслимые обвинения, но и против тех представителей российского общества, которые, в силу своего по-детски наивного и неосмысленного космополитизма, с удовольствием примыкали к подобным обвинениям. В отличие от последних, зрелый Пушкин отчетливо понимал, что благие и внешне невинные либеральные фразы могут использоваться недругами России в целях ее разрушения, и ни о каком космополитизме не может идти речи в международных отношениях, где непрерывно происходит ожесточенная борьба разноречивых национальных интересов.(как это актуально для современной России!).
Пушкинский патриотизм имеет еще один аспект, о котором нельзя не упомянуть. Он тесно связан с глубоким пониманием значения для жизни человека почтительного отношения к предкам, к домашнему очагу, семейным традициям, к «родным пенатам». Для пушкинского мировоззрения характерна тесная связь патриотизма и семьи в ее широком понимании — как непрерывности ряда поколений. «Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века Самостоянье человека, Залог величия его… Животворящая святыня! Земля была без них мертва, Без них наш тесный мир — пустыня, Душа — алтарь без божества» . Любовь к Родине поэтически выражена, например, в знаменитой строфе С. Есенина: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!» . Большое место занимает тема Родины и у современных авторов: «Над Канадой небо синее, / Меж берез дожди косые, / Хоть похоже на Россию, / Только все же не Россия», — поется в одной из известных бардовских песен.
Патриотизм нашего народа имеет глубокие исторические корни. Россия никому и никогда не угрожала, но всегда давала достойный отпор всем своим врагам, руководствуясь девизом «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!» (Александр Невский). Примерами несгибаемого боевого духа является борьба против шведских захватчиков на реке Неве (1240 г.), немецких (битва на Чудском озере «Ледовое побоище», 1242 г.), разгром татаро-монгол на Куликовом поле (1380 г.), великая Полтавская битва со шведами (1709) и многие многие другие героические страницы. Особый всплеск патриотизма наблюдается во время Отечественной войны 1812 года, когда на борьбу с наполеоновской французской армией встал на защиту весь русский народ.(историческая правда этой войны мастерски раскрыта в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Сильнейшим испытанием для нашего народа и его патриотических чувств стала Первая мировая война1914-1918 гг., унѐсшая миллионы жизней наших солдат и мужественно сражавшихся с превосходящими силами врага.
Но беспримерным образцом российского патриотизма, на наш взгляд, является Великая Отечественная война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками 1941-1945гг, 70 летие победы в которой мы отмечаем 9 мая 2015 года. Известно, что победа досталась нашему народу очень высокой ценой. .Война унесла 27 миллионов жизней. Общеизвестно, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своему народу, своей стране, ставшее убедительной проверкой несокрушимости нашего многонационального государства. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» вошѐл в основной смысл жизни всех наших людей. «Велика Россия, а отступать некуда позади Москва!» — это призыв 28 героев-панфиловцев, прозвучавший на всю страну и поддержанный всем народом. Под Сталинградом родился новый патриотический призыв: «За Волгой для нас земли нет!». В годы войны не было дивизии, полка, батальона, роты, которые не имели бы своих героев.
Отличались все: от солдат, младших командиров до генералов. Первым множественным проявлением высочайшего патриотизма стали многотысячные очереди добровольцев в военные комиссариаты. Только в Москве за первые три дня войны от жителей поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт. Многие патриоты, забракованные, как тогда говорилось, по состоянию здоровья или имевшие «броню» (обеспечение пребывания в тылу), рвались на линию огня. Летом и осенью 1941 г. было создано около 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения, численность которых составила до 2 млн человек. С первых дней войны мир узнал о невероятных для многих народов, уже сдавшихся на милость Гитлеру, подвигах советских летчиков о таранах немецких самолетов . В ночном бою впервые в мировой практике пошел на таран мл, лейтенант В.В. Талалихин. Всего за годы войны 636 летчиков таранили вражеские самолеты. При этом более половины пилотов спасали свои машины и продолжали сражаться. Высочайший патриотизм проявили советские воины, закрывавшие вражеские огневые точки своими телами. 134 из них получили звание Героя Советского Союза. Заметим: ни один из гитлеровских солдат не отважился на подобный подвиг за всю мировую войну. Патриотизм, охвативший советских людей на ниве защиты Отечества, ярко проявился в партизанском движении, развернувшемся в тылу врага. Первый отряд из добровольцев был создан в день начала агрессии — 22 июня 1941г. Возвышенный патриотизм в годы войны проявился среди населения оккупированных территорий, которое противодействовало продвижению оккупантов в глубь страны. Удивительный подвиг, совершенный Иваном Сусаниным зимой 1613 г., более 50 раз повторили наши соотечественники в условиях гитлеровского нашествия. Война высветила лучшие патриотические качества советских граждан — тружеников тыла. Жизнь людей в годы войны была сопряжена со смертью: на фронте — от пули, снаряда, бомбы; в тылу — от тяжелого труда, недоедания, болезней.
Советские фронт и тыл в военные годы функционировали как единый организм. Сегодня трудно представить, как можно было за полгода напряженного военного времени перевезти на восток и ввести в строй более 1500 предприятий. Станки устанавливались в цехах без стен. Начинали выпускать самолеты и танки, когда еще не было окон, крыш. Снег покрывал работающих людей, а из цехов не уходили, в цехах и жили. Труд миллионов граждан, облагороженный патриотической идеей защиты Отечества, давал поразительные результаты. Танк Т-34 стал лучшим танком войны. Ужас на врага наводили «катюши». Основным видом стрелкового оружия становился автомат ППШ, новые самолеты завоевывали преимущество в воздухе. В годы войны высокий патриотизм проявили сельские жители. Там рабочую силу составляли женщины, старики и подростки. Урожайность сельскохозяйственных культур по причине войны упала. Тем не менее, за 1941—1944 гг. страна получила более 70 млн т зерна.
Истинный патриотизм проявили миллионы советских граждан, жертвовавших последним куском хлеба ради победы над врагом. Люди добровольно сдавали деньги, облигации, драгоценности, вещи, продукты. Всего в фонд обороны поступило 17 млрд руб. наличными, 131 кг золота, 9 519 кг серебра и т.д. На эти средства было построено 2 500 боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, другое оружие. Массовый патриотизм проявился в донорском движении: в нем участвовало 5,5 млн. человек, сдавших для спасения раненых 1,7 млн. литров крови. В годы войны не молчали патриотические музы. Вместе с рабочими, колхозниками, другими представителями народного хозяйства, бойцами на фронте боролись и приближали Победу деятели искусства: писатели, поэты, композиторы, художники, артисты. Прозой, стихами, музыкой, средствами изобразительного искусства они воспитывали советских людей в духе пламенного патриотизма и ненависти к врагу, «приравняв к штыку перо и слово. Задевали душу слова песен «о четырех шагах до смерти», о материнской слезе у детской кроватки, о любви и верности жен, матерей, подруг, ждущих своих воинов с победой. Высокий дух патриотизма несли в солдатские массы артистические фронтовые бригады. Поднимали в атаку стихи К. Симонова, А Твардовского, произведения Михаила Шолохова, газетные передовые статьи.
Немалый вклад в патриотическое воспитание внесли работники кино. Народ дорожил своими актерами, которые, сами, испытывая лишения войны, создавали запоминающиеся патриотические образы, согревавшие сердца людей на фронте и в тылу. Определенной силой антифашистского движения стала патриотично настроенная часть «белой эмиграции», выступившая за победу соотечественников над Германией. Так, А.И. Деникин заявил, что «судьба России важнее судьбы эмиграции». Таким образом, патриотизм нашего народа в годы войны носил многогранный характер. Его характерными чертами являлись: убежденность советских людей в правоте своего дела, беззаветная любовь к Родине; всенародный характер (на борьбу с врагом поднялся весь народ — от мала до велика, недаром эта война названа «народной, священной»); интернациональный характер, который заключался в дружбе народов СССР, их совместном стремлении разгромить врага, коварно напавшего на Родину; в уважении национального достоинства и национальной культуры народов Европы и Азии, готовности оказать им помощь в освобождении от захватчиков. В истории России были периоды и роста, и спада чувства патриотизма у народа.
Более того, наряду с яркими патриотическими проявлениями, обнаруживаются и опасные черты антипатриотизма. Как правило, он выходит на поверхность общественной жизни в переломные периоды истории и оказывает существенное влияние на историческую судьбу России. Вытравить патриотическую идею из сознания людей, полностью заменив ее классовой, — такую задачу ставили большевики в первый период своего правления с 1917 приблизительно по 1935 — 1937 гг. Антипатриотическая установка была непосредственным продолжением линии большевиков еще дооктябрьского периода и наиболее ярко выразилась в ленинском лозунге поражения своего отечества в Первой Мировой войне.
Это была единственная партия не только в России, но и в Европе, выдвинувшая идею пораженчества. Установка на «мировую революцию», основанная на сугубо классовом, антипатриотическом подходе, оставалась официальной партийной установкой вплоть до середины 1930-х гг. До разрушения СССР патриотизм в нашей стране был высок. В связи с распадом СССР в 90-е гг. XX в.это высокое чувство патриотизма было подорвано К сожалению, снижение патриотизма происходило в связи с разрушением стабильной советской социалистической системы и переходом нашей страны к демократии к рыночным отношениям. Отказ от единой государственной , политический, партийный плюрализм породили в народе потерю привычных ценностей и ориентиров. Крушение тоталитарного режима в СССР привело также и к разрушению общественных организаций, занимавшихся патриотической работой с детьми, школьниками и молодежью. Страна отказалась от «октябрят», «пионеров», «комсомольцев». Тех организаций, в которых с раннего детства в основном и формировалось государственное патриотическое сознание детей и молодежи. Но взамен этих разрушенных организаций дети и молодежь не получили никакой достойной альтернативы. Зато в связи с демократизацией нашего общества мы получили его вестернизацию, которая стала внедрять чуждые нам ранее и считавшиеся неприемлемыми для нашего народа ценности: эгоцентризм, и индивидуализм.
Как следствие такого внедрения: снижение патриотических чувств, равнодушие к чужим бедам, неуважительное отношение к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизм. Но исторические факты свидетельствуют, что в тяжѐлые времена патриотизм объединяет людей, придаѐт им веру в себя и свою страну. В 2009 году группой воронежских ученых было проведено социологическое исследование на тему «Понятие Родины в сознании жителей Воронежской области». Путем анкетирования было опрошено 915 человек. Результаты анкетирования выглядят следующим образом: большинство опрошенных (48%) считают своей родиной Россию. 22% считают, что родина это населенный пункт, где родился и вырос.13% предполагают, что родина там, где их ценят и уважают, где они нужны. 7% считают родиной место, где им хорошо живется. 5% предполагают, что родина - это СССР. 3% называют Родиной то место, где человек может реализовать свои способности. 2% считаю, что родина для них что-то другое . Изучая проблемы российского патриотизма, в своей работе мы провели небольшое социологическое исследование.
Респондентам была предложена анкета на тему «Патриотизм и гражданственность», состоящая из 53 признаков данных понятий, на которые было предложено дать ответы, представленные в 4 вариантах:1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет. Задача перед анкетируемыми была нами поставлена следующая: выбрать из этих 53 признаков те, которые в наибольшей степени (с точки зрения респондентов) являются характеристикой понятий «патриотизм» и «гражданственность». В ходе исследования было опрошено 25 студентов нашего Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I гуманитарно-правового факультета, факультетов бухгалтерского учета и финансов и экономики и менеджмента. Результаты нашего анкетирования таковы: 88% опрошенных испытывают гордость за Россию. 92%. гордятся победой советского народа в Великой Отечественной войне. 76% считают, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы. Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России: у 72%. .68% опрошенных предпочитают соблюдать права гражданина Российской Федерации, испытывают гордость, когда, звучит гимн России. 64% считают обязательной воинскую службу по призыву и уважительно относятся к прошлому историческому опыту своей страны. 60 % респондентов считают своим долгом оказывать помощь пожилым и престарелым людям, готовы вести шефскую или волонтерскую деятельность. У 56% вызывают чувство гордости спортивные достижения России. К сожалению, только 76% считают себя патриотами своей страны.
Только 72% знают символику Российской Федерации. 56%, опрошенных считают, что, проходя службу в армии, юноши становятся настоящими мужчинами. Небезразличны к наследию страны 48% опрошенных. Чувство гордости за технические и научные достижения Российской Федерации вызывают также у 48% . И только 4% хотели бы уехать из России. Таким образом, на основании анализа вышеизложенных анкетных данных, можно сделать вывод о том, что студенты Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I в подавляющем большинстве считают себя патриотами своей страны, любят свое Отечество, готовы помогать пожилым людям, хотят заниматься волонтерской деятельностью, любят и уважают историческое прошлое своей страны. Однако следует констатировать тот факт, что к патриотам не отнесли себя 6 респондентов А это 24% опрошенных. Причиной этого, на наш взгляд, является либо непонимание всей сущности понятия «патриотизм», либо воспитание на совершенно других ценностях. Сейчас стоит задача возродить патриотические ценности у всех наших граждан от мала до велика.
По нашему мнению его возрождение должно базироваться: на объективном освещении нашего исторического прошлого, независимо от времени (великокняжеское, царское, советское, современное), политического, идеологического, экономического состояния государства; на иллюстрациях героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан в войнах по защите Отечества прекрасных примерах для подражания; на выработке непримиримости к современным недоброжелателям и врагам Отечества; на исключении бацилл превосходства одних людей над другими, проявлений шовинизма и национализма в России.
Патриотическое воспитание российских граждан даст положительные результаты только в том случае, если этой работой будут вновь пронизаны все структуры нашего общества: детский сад, школа, семья, армия, вуз, трудовые коллективы, общественные организации. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности - патриота своей страны.
Список литературы
1. Кольцова В.А. Социально - психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе. / Кольцова, В.А. Соснин, В.А // Психологический журнал. -2005. №4.С.89.
2. Цветкова И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) /Социс 2013 №3 с. 45-51
3. Пушкин А. С. Собр. соч. В 10 т. М., 1959 — 1962.
4. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 30 т. Л., 1972 — 1990
5. Франк С. Пушкин как политический мыслитель // Пушкин в русской философской критике. М., 1990. Публикуется по: «Общественные науки и современность», № 1, 2008, С. 124-132.
6. Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., 1971.
7. Информационно-тематический портал "Обозник": [сайт] [Электронный ресурс]-Режим доступа:
8. Шаповалов В. Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм. / Шаповалов В. Ф // Общественные науки и современность 2008. №1.С.124-132.
9. Бахтин В.В. Понятие «Родина в сознании жителей Воронежской области./Бахтин, В.В. Стеценко, А.И. Кондакова, Е.С // Альманах современной науки и образования - 2010.№8.С. 126128.
Д.Д. Лябина, студентка Т.Л. Скрыпникова, старший преподаватель.
"При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей".
В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.
Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.
Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём - яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма, т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.
Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.
Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.
Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.
Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:
Два дивных чувства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
На них всегда, от века к веку,
По воле Бога самого
Самостоянье Человека,
Залог величия его!
По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.
Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.
Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?
Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.
Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".
Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.
В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.
Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.
В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".
Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.
Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.
Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.
С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.
Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.
XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.
Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.
Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.
В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.
И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.
Ведь. Не зря говорят: "От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа" (Локк)
"Россия начиналась не с меча"
Россия начиналась не с меча.
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча.
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И стрелами звенящие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Не даром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне,
В руках веселых, только от труда,
По добродушью, иногда не сразу,
Возмездие вздымалось, это да!
Но жажды крови не было ни разу.
Но только подлость, радовалась зря,
С богатырем, не долговечны шутки!
Да, можно, обмакнуть богатыря,
Но победить, вот это уже дудки.
Ведь это было так же бы смешно,
Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
Тому порукой озеро, Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев и Батыя
Нашли конец на Родине моей!
То нынешняя, гордая Россия!
В 100 крат еще прекрасней и милей!
И в битве с самой лютою войной
Она и ад сумела превозмочь
Тому порукой города - герои
В огнях салюта в праздничную ночь.
И вечно тем горда моя страна!
Что никого, нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, сем война,
Как бескорыстье действеннее - жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так во веки нерушимо
Россия начиналась не с меча,
И потому. Она непобедима.
Список литературы
- Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
- Э.Асадов "Не проходите мимо любви" М.2001г.
Место работы, должность: — МБОУ «В(С)ОШ №1″ г. Альметьевск, учитель истории и обществознания
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Вспомнить основные события Отечественной войны 1812 года;
. рассказать о патриотизме русского народа в ходе войны, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
. закрепить знания учащихся проверочным тестом;
. дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 17
Используемое оборудование: —
мультимедийный проектор
Используемые ЦОР: —
презентация на тему "Русский патриотизм в Отечественной войне 1812 года"
Краткое описание: — На уроке использована презентация на тему "Русский патриотизм в Отечественной войне 1812 года". Учитель рассказывает учащимся о глубоком чувстве любви к родине, ее народу, культуре, готовности служить своей стране, защищать ее от захватчиков. Что в Отечественной войне 1812 года принимали участие не только воины-освободители, кадровые офицеры, но и простые граждане, крестьяне, женщины и дети.
Русский патриотизм в годы
Отечественной войны 1812 года
Цель урока:
- вспомнить основные события Отечественной войны 1812 года;
- рассказать о патриотизме русского народа в ходе войны, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
- закрепить знания учащихся проверочным тестом;
- дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные методы: беседа и дискуссия. Работа состоит из методической разработки урока и приложения (тесты)
План урока:
Новые термины и даты:
1812, Отечественная война, 26 августа 1812 года - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Оборудование:
Использование мультимедийной установки, презентация, тесты
Предварительная подготовка:
Отдельные учащиеся готовят небольшие сообщения о партизанах, полководцах.
Ход урока:
Беседа с учащимися о наступившем годе - годе российской истории.
Что такое патриотизм? (ответ на вопрос написан на первых трех слайдах)
Ответы на вопросы:
(Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов Европы, т.е. армия «двуна-десяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу - жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)
Учитель: На защиту Родины встали не только те, кому было положено защищать государство от внешних вторжений, т.е. военные - офицеры, генералы, солдаты, но и простой люд. И сегодня мы поговорим о тех, кто защищал Россию в годы Отечественной войны 1812 года. Поговорим о том, как проявлялся русский патриотизм в разных социальных слоях: среди дворян и простых людей. И первый, о ком пойдет речь, потомственный дворянин, русский полководец - Николай Николаевич Раевский.
Рассказ о генерале Николае Раевском (рассказывают учащиеся).
(Раевский - русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. В том числе Отечественной войне 1812 года. Раевскай возглавлял 7-й пехотный корпус 2-й западной армии генерала П.И. Багратиона. Утром 23 июля у деревни Салтановка (11 км по Днепру от Могилева) начался ожесточенный бой. Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шел с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повел в атаку Смоленский полк со словами: Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!
Сам Раевский был ранен картечью в грудь, но его героическое поведение вывело солдат из замешательства, и они, бросившись вперед, обратили противника в бегство. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай.
В момент решительной атаки на французские батареи взял их с собою в главе колонны Смоленского полка, причем меньшего, Николая, он вел за руку, а Александр, схватив знамя, лежавшее подле убитого из предыдущих атак нашего подпрапорщика, понес его перед войсками. Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска.
Однако сам Раевский позднее возражал, что хотя сыновья и были с ним в то утро, но в атаку не ходили. Тем не менее, после сражения под Салтановкой имя Раевского стало известно всей армии. Он стал одним из самых любимых солдатами и всем народом генералов.)
Определение терминов:
Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла;
Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа;
Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение;
Кавалерия - конное войско;
Пехота - пешее войско. В XIX в. - инфантерия;
Артиллерия - 1. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2. Род войск с таким вооружением.
Сообщения ребят о партизанах Денисе Давыдове, Василисы Кожиной и Герасиме Курине.
(Денис Давыдов происходил из старого дворянского рода, который ведет свое начало от знатного татарского мурзы Минчака. С детства он мечтал быть военным и, по истечении срока, в 1801 году был зачислен, не без труда из-за своего небольшого роста, в Кавалергардский полк эстандарт-юнкером. Параллельно с военными занятиями шли литературные упражнения, и муза юного поэта приобретает сатирическое направление. Денис Давыдов принимал участие в войне с Пруссией и Турцией.
Когда началась Отечественная война 1812 года, Денис Давыдов обратился к Багратиону с просьбой зачислить его в ряды Ахтынского гусарского полка и 8 апреля был пожалован в полковники и участвовал в различных сражениях под Миром, Катанью, Поповкой и Покровом.
Но Давыдов тяготился положением рядового гусарского офицера и обратился к Багратиону с письмом, в котором просил позволения лично объяснить ему свои взгляд на партизанскую войну, мысль о которой уже давно бродила в его голове. 21 августа в овине при Колоцком монастыре Давыдов обстоятельно изложил князю свой взгляд на положение вещей и значение партизанской и народной войны, которая должна была возникнуть, по его предположению, в тылу неприятеля. С большим вниманием выслушал его Багратион и обещал немедленно представить все дело на усмотрение главнокомандующего.
Объяснение учителя:
(Кутузов соглашался, в виде опыта, дать Давыдову 50 гусар и 80 казаков для действия на неприятельских сообщениях. В жизни Давыдова наступила та пора, о которой он неоднократно и с особенной любовью вспоминал впоследствии. Предоставленный самому себе, автор плодотворной идеи о партизанской войне»зарубил», по собственному выражению, свое имя на этой грозной эпохе, и воспоминание об Отечественной войне неразрывно связано с воспоминанием о Денисе Давыдове. Тактика, которой решил держаться Давыдов, заключалась в том, чтобы, избегая открытых стычек с неприятельскими отрядами, налетать на них врасплох, отбивать обозы, провиант и боевые запасы. В случае неудачи нападения вся партия тотчас рассыпалась в разные стороны и собиралась в заранее условленном месте. Отнятым у неприятеля оружием Давыдов вооружал крестьян, научая их, каким образом следует действовать против общего врага.
Одним из выдающихся подвигов Давыдова за это время было дело под Ляховым, где он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро; затем под г. Копысь он уничтожил французское кавалерийское депо, рассеял неприятельский отряд под Белыничами и, продолжая поиски до Немана, занял Гродно).
— Кого из партизан вы еще знаете?
— Василиса Кожина.(Во время французского нашествия в 1812 году Василиса Кожина организовала с Сычевском уезде Смоленской губернии партизанский отряд из подростков и женщин. Все вооружение партизан составляли вилы, рогатины и косы. При отступлении наполеоновских войск из Москвы партизаны нападали на французские отряды, захватывали пленных и после передавали их русским войскам. За этот подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия).
_ (Еще один партизан - Курин Герасим Матвеевич - предводитель крестьянского партизанского отряда, действовавшего в Вохонской волости (район нынешнего города Павловский Посад Московской области). Благодаря историку Александру Михайловскому_Данилевскому к отряду Курина было привлечено широкое общественное внимание. Он был награжден Георгиевским крестом первого класса. Именем Герасима Курина в 1962 году названа улица в Москве. Герасим Курин был человеком личного обаяния и быстрого ума, выдающимся полководцем крестьянского восстания. И - главное - все ему почему-то подчинялись, хотя был он чуть ли ни крепостным. (Хотя это странно, потому что в селе Павловском, вроде бы, не было крепостных),
Подводя итог нашего урока, еще раз хочу напомнить о патриотизме русских людей, без которых сложно было бы выиграть войну. Несмотря на то, что война длилась меньше года, значение ее было велико. Русский народ сплотился, отстоял национальную независимость и государственную самостоятельность России. Война имела большое международное значение, положив начало освобождению народов в Центральной и Западной Европе.
6 января 1813 года Александр 1 издает манифест об окончании войны. В честь победителей в Москве была построена Триумфальная арка, как памятник участникам Отечественной войны 1812 года.
Файлы:
Размер файла: 17830 байт.